В случае, если в ходе первоначальных розыскных мероприятий место нахождения осужденного к обязательным работам не будет установлено, но установлен факт, что осужденный скрылся в целях уклонения от отбывания наказания, то в соответствии с ч. 2 ст. 29 УИК РФ уголовно-исполнительная инспекция обязана направить в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 3 ст. 49 УК РФ, так как осужденный к обязательным работам, скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания, признается в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 30 УИК РФ злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ.
Согласно ч. 3 ст. 49 УК РФ в случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.
Необходимо отметить, что согласно ч. 3 ст. 49 УК РФ в случае установления факта злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются другим видом наказания, и при этом иного решения судом принято быть не может.
Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 30 УИК РФ, злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.
Следует обратить внимание, что приведенная норма предоставляет возможность объявить в розыск, задержать на 48 часов и продлить этот срок судом до 30 суток только осужденному, злостно уклоняющемуся от отбывания обязательных работ, местонахождение которого неизвестно. То есть в этом случае должна быть однозначно установлена злостность уклонения осужденного от отбывания наказания. А установление такого факта в соответствии с ч. 3 ст. 49 УК РФ влечет за собой замену судом обязательных работ другим видом наказания.
В свою очередь, факт того, что осужденный к обязательным работам скрылся в целях уклонения от отбывания наказания и в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 30 УИК РФ является злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ, устанавливается в ходе первоначальных розыскных мероприятий, проводимых уголовно-исполнительной инспекцией. Однако только суд при рассмотрении представления уголовно-исполнительной инспекции о замене обязательных работ принудительными работами или лишением свободы может этот факт подтвердить или опровергнуть и соответственно изменить правовой статус осужденного. Фактически только решение суда может определить, является ли осужденный злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ. Такое решение суда основывается на материалах первоначальных розыскных мероприятий, представляемых уголовно-исполнительной инспекцией совместно с представлением на замену обязательных работ другим видом наказания (пример Представления - приложение 20). Указанными материалами являются следующие документы:
- копии приговора суда;
- при нахождении осужденного на учете - справки об отбытом сроке, поведении осужденного (в случае, если осужденный допускал нарушения, то копии предупреждений и объяснений);
- сопроводительного письма с информацией для подразделения розыска территориального органа ФСИН России об осужденном, в отношении которого начаты первоначальные мероприятия по установлению его местонахождения;
- ответа из подразделения розыска территориального органа ФСИН России о результатах проводимых розыскных мероприятий.
Материалы по установлению места нахождения осужденного:
- рапорты (справки) о проверке осужденного по месту жительства;
- объяснения родственников, соседей, знакомых и т. д. (при наличии), подтверждающие, что осужденный скрылся с места жительства;
- при наличии связей осужденного с лицами, указанными в решении суда как соучастники или свидетели, инспекция составляет справки о проверке их места жительства и, по возможности, отбирает объяснения у них или их соседей;
- при наличии родственников осужденного, проживающих за пределами обслуживаемого района, - запросов в ОВД (филиалы УИИ) о проверке этих граждан на предмет установления местонахождения осужденного и ответы на них.
Материалы по установлению причин уклонения осужденного от исполнения приговора суда:
- рапорты (справки) о проверке места работы осужденного (при наличии) о дате его увольнения, причин увольнения и возможном перемещении;
- справки о регистрации осужденного по месту жительства установленным законодательством Российской Федерации порядком, либо отсутствии регистрации;
- справок из медицинских учреждений, имеющих стационары, моргов, органов ЗАГС;
- справок о проверках по учетам территориального органа ФСИН, органов внутренних дел, требования ИЦ.
В данном случае копии материалов, направляемых в подразделения розыска, и ответы о розыске направляются с целью изучения полноты мероприятий, направленных на установление места нахождения осужденного. Согласно ч. 2 ст. 18.1 УИК РФ, объявление розыска осужденных к наказаниям в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, а также условно осужденных, осужденных с отсрочкой отбывания наказания, уклоняющихся от контроля уголовно-исполнительной инспекции, осуществляется оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы. В свою очередь, согласно ч. 3 ст. 18.1 УИК РФ, оперативно-розыскная деятельность при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, осуществляется оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы самостоятельно и во взаимодействии с оперативными подразделениями иных государственных органов.
Необходимо отметить, что уголовно-исполнительная инспекция не имеет права проведения оперативно-розыскной деятельности самостоятельно, ее возможности ограничиваются лишь комплексом первоначальных розыскных мероприятий. Возможности оперативных подразделений в решении этого вопроса значительно шире. При этом следует понимать, что розыск осужденных к наказаниям в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, а также условно осужденных, осужденных с отсрочкой отбывания наказания, уклоняющихся от контроля уголовно-исполнительной инспекции, согласно ст. 18.1 УИК РФ, осуществляется, прежде всего, в целях привлечения осужденных к исполнению соответствующего приговора суда. В данном случае целью объявления в розыск нельзя рассматривать решение судом вопросов о замене либо отмене назначенных наказаний или иных мер уголовно-правовой ответственности, не связанных с изоляцией от общества, в связи со злостностью их неисполнения осужденным.
Материалы по установлению места нахождения осужденного изучаются судом с целью определения полноты мероприятий, направленных на установление места нахождения осужденного. В случае, если уголовно-исполнительная инспекция провела соответствующие мероприятия и представила материалы с их результатами, материалы подразделения розыска территориального органа ФСИН России указывают на то, что осужденный не разыскан, то имеются все основания полагать, что место нахождения осужденного не установлено и осужденный уклоняется от исполнения приговора суда. В дальнейшем изучаются материалы по установлению причин такого уклонения.
Материалы с места работы осужденного (при его наличии) дают возможность установить обстоятельства смены места нахождения осужденным, которые могут быть связаны с изменением его места работы. Информация о регистрации осужденного по месту жительства установленным законодательством Российской Федерации порядком либо отсутствии такой регистрации предоставляет возможность установить изменение места жительства осужденного. Материалы из медицинских учреждений, имеющих стационары, - факт нахождение осужденного на излечении, информация из органов ЗАГС - о том, что осужденный жив. Проверки по учетам территориального органа ФСИН, органов внутренних дел (требования ИЦ) дают возможность установить факт нахождения осужденного под арестом либо в местах лишения свободы по другим судебным решениям. Отсутствие указанной информации, которая дает основания полагать отсутствие осужденного по месту жительства уважительным, позволяет судить о том, что осужденный к обязательным работам скрылся в целях уклонения от отбывания наказания.
Согласно ч. 2 ст. 399 УПК РФ, уголовно-исполнительная инспекция (филиал) должна быть извещена о дате, времени и месте судебного заседания не позднее 14 суток до дня судебного заседания. Осужденному суд обязан обеспечить непосредственное участие в судебном заседании лишь при наличии его ходатайства об участии в судебном заседании.
Необходимо отметить, что иных обстоятельств, связанных с обязательностью участия осужденного в судебном заседании, не имеется. Кроме того, необходимо отметить, что порядок рассмотрения судом материалов в отношении подозреваемых (обвиняемых) и осужденных, которые скрылись от суда или исполнения приговора, различен. В случае отсутствия в судебном заседании осужденного, судебное заседание может проводиться без него. В этом случае участие в судебном заседании адвоката и прокурора обязательно.
Судебное заседание начинается с доклада представителя уголовноисполнительной инспекции (филиала), подавшей представление. Затем исследуются представленные материалы, выслушиваются объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, мнение прокурора, после чего судья выносит соответствующее постановление (ч. 7 ст. 399 УПК РФ).
|