В случае, если в ходе первоначальных розыскных мероприятий место нахождения условно осужденного не будет установлено, но установлен факт, что он скрылся от контроля, то в соответствии с ч. 4 ст. 190 УИК РФ уголовно-исполнительная инспекция обязана направить в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания назначенного приговором суда в соответствии с ч. 3 ст. 74 УК РФ.
Необходимо отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 190 УИК РФ если условно осужденный скрылся от контроля, то начальник уголовно-исполнительной инспекции направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда. Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 74 УК РФ суд может вынести решение об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда, если условно осужденный скрылся от контроля. Иными словами, вынесение решения об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда, условно осужденному в данном случае не зависит от систематичности допускаемых им нарушений, а обосновывается только тем обстоятельством, что осужденный скрылся от контроля. Вместе с тем в соответствии с ч. 6 ст. 190 УИК РФ скрывающимся от контроля признается условно осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней (например, первоначальные розыскные мероприятия проведены в течение 31 дня).
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в соответствии с ч. 3 ст. 74 УК РФ суд может вынести решение об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда, но не обязан это сделать. Вместе с тем решение суда, не связанное с такой отменой, должно быть мотивированным и может быть принято только в случае, если суд придет к выводу о том, что ответственность условно осужденного за то, что он скрылся, нецелесообразна, для осуществления контроля за условно осужденным нет необходимости в его присутствии, а совершение осужденным повторного преступления при этом исключено.
К представлению об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда, уголовно-исполнительная инспекция прилагает материалы первоначальных розыскных мероприятий. Указанными материалами являются следующие документы:
- копии приговора суда;
- при нахождении осужденного на учете - справки об отбытом сроке, поведении осужденного (в случае, если осужденный допускал нарушения, то копии предупреждений и объяснений);
- сопроводительного письма с информацией для подразделения розыска территориального органа ФСИН России об осужденном, в отношении которого начаты первоначальные мероприятия по установлению его местонахождения;
- ответа из подразделения розыска территориального органа ФСИН России о результатах проводимых розыскных мероприятий.
Материалы по установлению места нахождения осужденного:
- рапорты (справки) о проверке осужденного по месту жительства;
- объяснения родственников, соседей, знакомых и т. д. (при наличии), подтверждающие, что осужденный скрылся с места жительства;
- при наличии связей осужденного с лицами, указанными в решении суда как соучастники или свидетели, инспекция выводит справки о проверке их места жительства и, по возможности, отбирает объяснения у них или их соседей;
- при наличии родственников осужденного, проживающих за пределами обслуживаемого района, - запросов в ОВД (филиалы УИИ) о проверке этих граждан на предмет установления местонахождения осужденного и ответы на них.
Материалы по установлению причин уклонения осужденного от исполнения приговора суда:
- рапорты (справки) о проверке места работы осужденного (при наличии) о дате его увольнения, причин увольнения и возможном перемещении;
- справки о регистрации осужденного по месту жительства установленным законодательством Российской Федерации порядком, либо отсутствии регистрации;
- справок из медицинских учреждений, имеющих стационары, моргов, органов ЗАГС;
- справок о проверках по учетам территориального органа ФСИН, органов внутренних дел, требования ИЦ.
В данном случае копии материалов, направляемых в подразделения розыска, и ответы о розыске направляются с целью изучения полноты мероприятий, направленных на установление места нахождения осужденного. Согласно ч. 2 ст. 18.1 УИК РФ, объявление розыска осужденных к наказаниям в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, а также условно осужденных, осужденных с отсрочкой отбывания наказания, уклоняющихся от контроля уголовно-исполнительной инспекции, осуществляется оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы. В свою очередь, согласно ч. 3 ст. 18.1 УИК РФ, оперативно-розыскная деятельность при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, осуществляется оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы самостоятельно и во взаимодействии с оперативными подразделениями иных государственных органов.
Необходимо отметить, что уголовно-исполнительная инспекция не имеет права проведения оперативно-розыскной деятельности самостоятельно, ее возможности ограничиваются лишь комплексом первоначальных розыскных мероприятий. Возможности оперативных подразделений в решении этого вопроса значительно шире. При этом следует понимать, что розыск осужденных к наказаниям в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, а также условно осужденных, осужденных с отсрочкой отбывания наказания, уклоняющихся от контроля уголовно-исполнительной инспекции, согласно ст. 18.1 УИК РФ, осуществляется, прежде всего, в целях привлечения осужденных к исполнению соответствующего приговора суда. В данном случае целью объявления в розыск нельзя рассматривать решение судом вопросов о замене либо отмене назначенных наказаний или иных мер уголовно-правовой ответственности, не связанных с изоляцией от общества, в связи со злостностью либо систематичностью их неисполнения осужденным.
Материалы по установлению места нахождения осужденного изучаются судом с целью определения полноты проведенных мероприятий в течение установленного срока. В случае, если уголовно-исполнительная инспекция провела соответствующие мероприятия и представила материалы с их результатами, материалы подразделения розыска территориального органа ФСИН России указывают на то, что осужденный не разыскан, то имеются все основания предполагать, что осужденный скрылся и уклоняется от исполнения приговора суда. В дальнейшем изучаются материалы по установлению причин такого уклонения.
Материалы с места работы осужденного (при его наличии) дают возможность установить обстоятельства смены места нахождения осужденным, которые могут быть связаны с изменением его места работы. Информация о регистрации осужденного по месту жительства установленным законодательством Российской Федерации порядком либо отсутствии такой регистрации предоставляет возможность установить изменение места жительства осужденного. Материалы из медицинских учреждений, имеющих стационары, - факт нахождение осужденного на излечении, информация из органов ЗАГС - о том, что осужденный жив. Проверки по учетам территориального органа ФСИН, органов внутренних дел (требования ИЦ) дают возможность установить факт нахождения осужденного под арестом либо в местах лишения свободы по другим судебным решениям. Отсутствие указанной информации, которая дает основания полагать отсутствие осужденного по месту жительства уважительным, позволяет судить о том, что условно осужденный скрылся.
Согласно ч. 2 ст. 399 УПК РФ, уголовно-исполнительная инспекция (филиал) должна быть извещена о дате, времени и месте судебного заседания не позднее 14 суток до дня судебного заседания. Осужденному суд обязан обеспечить непосредственное участие в судебном заседании лишь при наличии его ходатайства об участии в судебном заседании. Необходимо отметить, что иных обстоятельств, связанных с обязательностью участия осужденного в судебном заседании, не имеется. Кроме того, необходимо отметить, что порядок рассмотрения судом материалов в отношении подозреваемых (обвиняемых) и осужденных, которые скрылись от суда или исполнения приговора, различен. В случае отсутствия в судебном заседании осужденного, судебное заседание может проводиться без него. В этом случае участие в судебном заседании адвоката и прокурора обязательно.
Судебное заседание начинается с доклада представителя уголовноисполнительной инспекции (филиала), подавшей представление. Затем исследуются представленные материалы, выслушиваются объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, мнение прокурора, после чего судья выносит соответствующее постановление (ч. 7 ст. 399 УПК РФ).
|