Среда, 27.11.2024, 20:35
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Контроль и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия в стадии предварительного расследования

Прокурор осуществляет контроль и надзор за деятельностью органов дознания и предварительного следствия в стадии предварительного расследования. Его деятельность направлена на то, чтобы:

1)   не были нарушены права и законные интересы участников уголовного процесса;

2)   ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности;

3)   задержание граждан по подозрению в совершении преступления происходило только при наличии условий, оснований и мотивов, а также в порядке, установленном законом;

4)   никто не подвергался незаконному или необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному ограничению в правах;

5)   никто не подвергался заключению под стражу без судебного решения;

6)    соблюдался установленный законом порядок расследования;

7)   выявлялись обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

В целом можно выделить и рассмотреть несколько направлений деятельности прокурора в стадии предварительного расследования:

•     надзор за законностью применения мер принуждения;

•     надзор за законностью производства следственных и иных процессуальных действий, принятием процессуальных решений;

•     надзор за законностью принятия решений о приостановлении предварительного следствия или дознания;

•     надзор за законностью принятия решений о прекращении уголовного дела (уголовного преследования);

•     действия и решения прокурора, связанные с окончанием предварительного расследования;

•     рассмотрение жалоб участников процесса.

Итак, первое направление - это надзор за законностью применения мер принуждения. Орган дознания, дознаватель, следователь, приняв решение о задержании лица по подозрению в совершении преступления, обязаны в письменном виде сообщить прокурору в течение 12 часов с момента задержания (ч. 3 ст. 92 УПК РФ).

При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу, а равно домашнего ареста следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства (ч. 3 ст. 108 УПК РФ).

Прокурор участвует в судебном заседании при рассмотрении судом вопроса об избрании названных мер пресечения для выражения своего отношения к заявленному ходатайству.

При необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель - с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство (ч. 1 ст. 114 УПК РФ).

Для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества, указанного в ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, следователь с согласия руководителя следственного органа, дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия (ч. 1 ст. 115 УПК РФ).

Второе - надзор за законностью производства следственных и иных процессуальных действий.

Так, прокурор участвует в судебных заседаниях, проводимых для рассмотрения заявленного следователем ходатайства о производстве отдельных следственных действий:

•    производство осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

•     производство обыска и (или) выемки в жилище;

•    производство личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК РФ;

•    производство выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;

•    наложение ареста на корреспонденцию, разрешение на её осмотр и выемку в учреждениях связи;

•     наложение ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

•     контроль и запись телефонных и иных переговоров.

В исключительных случаях, когда осмотр жилища, обыск или выемку в жилище, личный обыск, а также наложение ареста на имущество были произведены на основании постановления следователя и без получения судебного решения, следователь в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия обязан уведомить об этом судью и прокурора. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве (ч. 5 ст. 165 УПК РФ).

Третье - надзор за законностью принятия решений о приостановлении предварительного следствия или дознания.

Признав постановление руководителя следственного органа или следователя о приостановлении предварительного следствия незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 14 суток с момента получения материалов уголовного дела отменяет его, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительному расследованию, которое вместе с материалами уголовного дела незамедлительно направляет руководителю следственного органа.

Признав постановление о приостановлении производства дознания по уголовному делу незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов уголовного дела отменяет его, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих расследованию, которое вместе с материалами уголовного дела незамедлительно направляет начальнику органа дознания. При этом в случае истечения срока дознания прокурор устанавливает срок дополнительного дознания не более 10 суток.

Четвертое - надзор за законностью принятия решений о прекращении уголовного дела (уголовного преследования).

Признав постановление руководителя следственного органа или следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (за исключением дел частного обвинения) незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 14 суток с момента получения материалов уголовного дела отменяет его, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительному расследованию, которое вместе с материалами уголовного дела незамедлительно направляет руководителю следственного органа. По делам частного обвинения постановление о прекращении уголовного дела прокурор может отменить только при наличии жалобы заинтересованного лица. Признав постановление дознавателя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и возобновляет производство по уголовному делу. Признав постановление следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, руководитель следственного органа отменяет его и возобновляет производство по уголовному делу.

Пятое - действия и решения прокурора, связанные с окончанием расследования.

Согласно части 6 ст. 220 УПК РФ, после подписания следователем обвинительного заключения уголовное дело с согласия руководителя следственного органа немедленно направляется прокурору.

Прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток принимает по нему одно из решений, названных в ч. 1 ст. 221 УПК РФ.

Установив, что следователь нарушил требования ч. 5 ст. 109 УПК РФ, т.е. предъявил обвиняемому материалы оконченного производством уголовного дела позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей (18 месяцев), и предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек, прокурор отменяет данную меру пресечения.

Дознаватель, согласно части 4 ст. 225 УПК РФ, после составления обвинительного акта и его утверждения начальником органа дознания направляет его вместе с уголовным делом прокурору.

Прокурор обязан рассмотреть уголовное дело, поступившее с обвинительным актом в течение 2 суток и принять по нему одно из решений, названных в ч. 1 ст. 226 УПК РФ.

При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.

Шестое - полномочия прокурора по рассмотрению жалоб участников процесса.

Согласно части 1 ст. 37 УПК РФ, прокурор осуществляет надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, поэтому жалобы на действия и решения дознавателя, органа дознания, следователя направляются для рассмотрения и разрешения прокурору.

Рассмотрение жалобы прокурором включает проведение проверочных действий: изучение имеющихся материалов дела, получение объяснений от заявителя, от дознавателя и следователя.

Общий срок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа - 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, при необходимости истребования дополнительных материалов и прочих мер, данный срок может быть продлен до 10 суток с извещением заявителя об увеличении времени рассмотрения жалобы (ч. 1 ст. 124 УПК РФ).

В результате рассмотрения жалобы прокурор может принять решение об её удовлетворении (полностью или частично) либо об отказе в удовлетворении, о чем выносится постановление (ч. 4 ст. 7 УПК РФ).

Признав жалобу обоснованной, прокурор принимает меры по устранению нарушений закона, а также о привлечении к ответственности должностных лиц или граждан, виновных в этом нарушении закона.

Если при проверке жалобы выяснится, что нарушено не только право лица, о котором оно сообщает, но и другое, о нарушении или даже о существовании которого он не знал, прокурор обязан принять меры к полному восстановлению всех нарушенных прав и законных интересов.

Аналогичным образом должен поступить прокурор и в том случае, если лицо по тем или иным мотивам отказалось от своих требований, изложенных в жалобе. Прокурор обязан исходить из публичных интересов, поскольку содержание жалобы указывает не только на нарушения прав участников уголовного судопроизводства и иных лиц, но и на недостатки в уголовно-процессуальной деятельности органов дознания и предварительного следствия.

При отказе в удовлетворении жалобы прокурор должен разъяснить заявителю мотивы такого решения, указать конкретные нормы закона, привести доказательства (со ссылками на материалы уголовного дела и документы, полученные в ходе проверки жалобы), порядок обжалования.

Процедура рассмотрения и разрешения жалобы прокурором оканчивается обязательным уведомлением заявителя о принятом решении и дальнейшем порядке обжалования. Уведомление должно осуществляться сразу же после вынесения решения путем вручения лицу копии постановления.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (10.07.2017)
Просмотров: 193 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%