Надзорное производство по уголовным делам - это процедура пересмотра приговора, определения или постановления суда (ст. 412.1 УПК РФ), вступивших в законную силу, исключительно Президиумом Верховного Суда РФ - высшей инстанцией в вертикальной системе судов общей юрисдикции.
Основное значение надзорного производства по уголовным делам состоит в исправлении судебных ошибок путем пересмотра вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений с тем, чтобы исходя из принципов справедливости, соразмерности и правовой безопасности гарантировать эффективную защиту конституционных ценностей, прежде всего, прав и свобод человека и гражданина.
Важнейшая особенность надзорного производства заключается в том, что Президиум Верховного Суда РФ проверяет только законность обжалуемого приговора, определения или постановления по уголовному делу, а основанием для их отмены являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального законов, повлиявшие на исход дела, либо выявление данных, свидетельствующих о несоблюдении лицом условий и невыполнении им обязательств, предусмотренных досудебным соглашением о сотрудничестве (ч. 1 ст. 412.9 УПК РФ).
В Президиум Верховного Суда РФ обжалуются вступившие в законную силу (ч. 3 ст. 412.1 УПК РФ):
1) судебные решения верховных судов республик, краевых или областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
2) судебные решения окружных (флотских) военных судов, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
3) судебные решения Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ, Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ и Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ, вынесенные ими в апелляционном порядке;
4) определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ, вынесенные ими в кассационном порядке;
5) постановления Президиума Верховного Суда РФ.
С представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения в порядке надзора вправе обратиться:
• Генеральный прокурор РФ и его заместители;
• прокурор субъекта РФ, приравненный к нему военный прокурор и их заместители.
Правом подачи надзорной жалобы также наделены: осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, потерпевший, частный обвинитель, их законные представители и представители, иные лица в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы. Гражданский истец, гражданский ответчик и их законные представители и представители вправе обжаловать судебное решение в части, касающейся гражданского иска.
Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд РФ. Требования к содержанию надзорной жалобы, представления закреплены в ст. 412.3 УПК РФ. Надзорные жалоба или представление, поданные в порядке надзора, изучаются судьей Верховного Суда Российской Федерации по материалам, приложенным к жалобе, представлению либо по материалам истребованного уголовного дела. По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит постановление:
1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда
Российской Федерации, если отсутствуют основания пересмотра судебных решений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных решений остаются в суде надзорной инстанции;
2) о передаче надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
При этом Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместитель вправе не согласиться с постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и вынести постановление об отмене указанного постановления и о передаче надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
Надзорные жалоба, представление рассматриваются Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в судебном заседании не позднее двух месяцев со дня вынесения постановления о передаче уголовного дела в суд надзорной инстанции. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместитель, член Президиума Верховного Суда Российской Федерации, вынесшие постановление о передаче надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, не могут участвовать в рассмотрении данного уголовного дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
В судебном заседании вправе принимать участие: осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, потерпевший, частный обвинитель, их законные представители и представители, а также иные лица в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы. При этом в судебном заседании при рассмотрении уголовного дела по надзорным жалобе, представлению участие прокурора обязательно.
Дело докладывается судьей Верховного Суда Российской Федерации, ранее не принимавшим участия в рассмотрении данного уголовного дела. Докладчик излагает обстоятельства уголовного дела, содержание судебных решений, доводы надзорных жалобы, представления, послужившие основанием передачи надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации. Докладчику могут быть заданы вопросы судьями.
Если лица, подавшие надзорную жалобу, явились в судебное заседание, они вправе выступить по существу дела. Первым выступает лицо, подавшее надзорные жалобу или представление. По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает постановление. При рассмотрении надзорных жалобы, представления все вопросы решаются большинством голосов судей. Первым выносится на голосование предложение, наиболее благоприятное для осужденного. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными. Постановление суда надзорной инстанции выносится и обращается к исполнению в порядке апелляционного производства. Постановление Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу с момента его провозглашения.
В результате рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе:
1) оставить надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;
3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело в суд первой инстанции на новое судебное рассмотрение;
4) отменить решение суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;
5) отменить решение суда кассационной инстанции и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;
6) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и возвратить уголовное дело прокурору;
7) внести изменения в приговор, определение или постановление суда;
8) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 412.4 УПК РФ.
Поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора возможен (ст. 401.6 УПК РФ):
1) в срок, не превышающий одного года со дня вступления решения в законную силу;
2) если в ходе судебного разбирательства были допущены повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.
Отличия надзорного производства от производства в апелляционной и кассационной инстанциях заключаются в следующем:
1) надзорный пересмотр возможен единственной судебной инстанцией - Президиумом Верховного Суда РФ, тогда как перечень судебных инстанций, полномочных осуществлять апелляционное и кассационное производство, достаточно широк;
2) в отличие от оснований для апелляционного пересмотра судебных решений основаниям для пересмотра вступивших в законную силу решений в уголовно-процессуальном законе дается лишь общее определение (ст. 401.15, 412.9): это такие существенные нарушения уголовного или уголовно-процессуального закона, которые повлияли на исход дела.
|