Финансовая деятельность государства как разновидность экономической деятельности. Финансовая деятельность государства имеет две стороны: во-первых, ее нужно рассматривать как особый вид экономической деятельности; во-вторых, как разновидность государственного управления. В конечном счете, эта двойственность обусловлена двойственностью денег, которые, с одной стороны, являются продуктом экономических законов (закона стоимости), с другой стороны, представляют собой творение государственной власти.
Назовем признаки, характеризующие финансовую деятельность государства как экономическую категорию. В процессе финансовой деятельности Российское государство выпускает денежные знаки (осуществляет эмиссию), организует и регулирует денежное обращение в стране, осуществляет расчеты. Это - важнейший признак, покоящийся на действии закона стоимости. Деньги выполняют роль великолепного измерителя стоимости товаров и услуг, являются всеобщим эквивалентом, помогающим быстро и эффективно обменивать один товар на другой, способствуют нормальной работе хозяйственных механизмов как в сфере государственного, так и частного бизнеса, в наиболее удобной форме помогают гражданам удовлетворять свои потребности.
Другой признак свидетельствует, что в процессе осуществления финансовой деятельности государство собирает (мобилизует) денежные средства и создает разнообразные финансовые фонды: бюджетные, внебюджетные, иные. Дело в том, что совокупный общественный продукт (товары, услуги) создается частными и государственными предприятиями, индивидуальными предпринимателями, фермерами, гражданами. Часть этого продукта используется на месте. Основная масса продается за деньги. В итоге реализации у частных и государственных предприятий, предпринимателей, фермеров, граждан образуются свои денежные средства. Часть этих денежных средств государство изымает и для этого вступает в финансовые (налоговые) отношения с предприятиями, предпринимателями, фермерами, гражданами. При этом государство использует различные методы: установления налогов и сборов, добровольного привлечения денежных средств населения посредством государственного кредита, лотереи и т.д.
В процессе финансовой деятельности Российское государство распределяет мобилизуемые денежные средства (перераспределяет) и создает бюджетные, внебюджетные, резервные и иные денежные фонды. Это - очень существенный признак финансовой деятельности государства.
В рассматриваемом плане огромное значение для функционирования государства имеет создание федерального бюджета как централизованного фонда Российской Федерации, предназначенного для финансирования функций и задач общегосударственного значения (оборона, иностранные дела), а также для перераспределения финансовых средств между субъектами Российской Федерации с целью выравнивания условий их социально-экономического развития.
Бюджетный кодекс РФ предусматривает создание основных государственных внебюджетных фондов, к числу которых относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и другие фонды. Финансовые фонды дисциплинируют государство, обязывают должностных лиц использовать денежные средства законно и на цели, указанные в законе. Создание денежных фондов в процессе мобилизации денежных средств, их распределения и перераспределения представляет стержневое направление в финансовой деятельности государства.
В процессе финансовой деятельности государство расходует денежные средства. Данный аспект также представляет один из важных признаков финансовой деятельности государства как экономической категории. Государство не может бездействовать, оно функционирует непрерывно. Все его действия требуют материальных и денежных затрат. Есть управленческий афоризм, гласящий: "управлять - это расходовать". Из федерального бюджета государство осуществляет расходы на армию и оборону; из Пенсионного фонда РФ предоставляет помощь престарелым гражданам; из резервных фондов восстанавливает потери, понесенные городами и селами в результате стихийных бедствий и т.д.
Расходуя денежные средства, государство применяет соответствующие методы: бюджетное финансирование, т.е. целевой, безвозмездный и безвозвратный отпуск государственных денежных средств; банковское кредитование, т.е. выдачу возвратных ссуд, за использование которыми граждане и юридические лица уплачивают проценты; выплачивает страховые возмещения и т.д.
Таким образом, финансовую деятельность государства образуют прежде всего такие ее виды, как эмиссионная, налоговая, бюджетная, расходная. Однако панорама финансовой деятельности государства показывает и другие ее составные части (виды): валютную, кредитную, страховую, финансово-контрольную и др.
Финансовая деятельность государства как разновидность управленческой деятельности. Финансовая деятельность государства представляет собой "специальную отрасль государственного управления" <1>. В этом качестве финансовая деятельность государства является: 1) властной, основанной на предписаниях органов государственной (публичной) власти; 2) государственно-плановой, осуществляемой в рамках точно определенного времени (квартала, года); 3) координирующей деятельностью; 4) контролирующей деятельностью.
--------------------------------
<1> Загряцков М.Д. Финансовое управление // Финансовая энциклопедия. М.-Л., 1927. С. 1098.
Управленческий характер финансовой деятельности проявляется в том, что она осуществляется на основе правовых управленческих решений - как представительных, так и исполнительных органов власти. В иерархии таких решений ведущее место принадлежит актам представительных органов, и в первую очередь федеральным законам и законам субъектов Федерации о бюджетах, налогах и т.д. Наибольшую часть управленческих решений в области финансовой деятельности государства составляют акты органов исполнительной власти, и это естественно, потому что преимущественно эти органы осуществляют финансовую деятельность (Минфин, налоговые службы) <1>. При этом в каждом конкретном случае осуществление финансовой деятельности представляет собой иерархическую связь двух субъектов: один из них командует, реализует направляющее, координирующее, контролирующее воздействие, поведение второго субъекта направляется властью первого. Наиболее заметно такое воздействие в налоговом правоотношении (налоговый орган - налогоплательщик), в бюджетно-процессуальном правоотношении (законодательный орган - орган исполнительной власти).
--------------------------------
<1> См.: Тихомиров Ю.А. Управленческое решение. М., 1972. С. 43.
Финансовая деятельность представляет собой управленческую деятельность координирующего характера, в процессе осуществления которой устанавливается в зависимости от обстоятельств целесообразное соотношение расходной части с доходной частью бюджетов различных уровней путем бюджетного регулирования: процентных отчислений от налогов в те или иные бюджеты, предоставления дотаций, субвенций и субсидий и т.д. Однако координацию как управленческое воздействие по согласованию действий различных финансовых органов вряд ли можно ограничить только бюджетной сферой. Она распространяется на эмиссионную, налоговую, валютную и другие сферы финансовой деятельности государства.
Планирование имманентно присуще финансовой деятельности как деятельности управленческой. Например, исполнение бюджета, как по доходам, так и по расходам, осуществляется строго по плану: каждый доход и каждый расход бюджета предусмотрены законом и реализуются в установленное законом время. Иначе говоря, финансовая деятельность любой государственной организации осуществляется не произвольно, а на основе какого-либо финансово-планового акта: сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, баланса доходов и расходов предприятия, кассового плана и т.д. Таким образом, финансовая деятельность государства представляет собой плановый процесс мобилизации денежных средств, создания финансовых фондов, расходования денежных средств для эффективного выполнения государством своих задач и функций.
Составной частью финансовой деятельности государства как управленческой категории является финансово-контрольная деятельность, которую осуществляют компетентные органы государства (Министерство финансов РФ, Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции, Счетная палата Федерального Собрания) в процессе мобилизации денежных средств в государственные финансовые фонды и их использования в интересах общества и государства. Государственный финансовый контроль распространяется как на государственные и муниципальные финансовые структуры, так и на частную предпринимательскую деятельность. Так, органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за соблюдением органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательства.
В юридической литературе нередко используются такие понятия как "государственное управление финансами", "управление в области финансов и кредита", "финансовое управление". Представляется, что во всех случаях использования названных понятий имеется в виду государственная финансовая деятельность, но с акцентом на ее управленческую сторону. При этом финансовое управление следует рассматривать не в узком (классическом), а в широком плане, т.к. оно осуществляется представительными, исполнительными и банковскими (Банк России и его филиалы) органами, но на основе классического правила: "команда - исполнение". Причем действия как управляющего, так и управляемого связаны с денежными средствами, с их движением в определенном направлении. Таково, например, движение денежных средств в форме налоговых платежей, субвенции, дотации, бюджетной ссуды и т.д. <1>.
--------------------------------
<1> См.: Худяков А.И. К соотношению понятий "финансовая деятельность" и "управление финансами" // Правоведение. 1985. N 1.
Охарактеризованные экономическая и управленческая стороны финансовой деятельности государства неотделимы друг от друга, органически слитны и составляют единую деятельность, которая имеет универсальный характер во времени и пространстве, то есть осуществляется непрерывно и везде, где проживает население и функционируют публичные органы власти.
Вывод, какой можно сделать из изложенной характеристики финансовой деятельности государства, следующий: без финансовой деятельности немыслима нормальная жизнедеятельность государственного организма, общества в целом и отдельного гражданина. Недаром такой глубокий английский мыслитель, как Т. Гоббс, сравнивал финансовую деятельность государства с его кровообращением <1>. Визуально эта деятельность не всегда заметна, но благодаря ей государство и общество чувствует себя нормально.
--------------------------------
<1> См.: Гоббс Т. Сочинения. М., 1991. Т. 2. С. 195.
Итак, финансовая деятельность государства представляет собой деятельность по выпуску денежных знаков и организации денежного обращения в стране, мобилизации денежных средств в государственные и муниципальные фонды, использованию их в интересах общества и государства, причем эта деятельность осуществляется на основе управленческих решений, финансового планирования и контроля за правильностью всех финансовых операций как государственных (публичных), так и частных структур.
Представляется, что такие понятия, как "финансовая деятельность государства" и используемые в административно-правовой литературе понятия "управление государственными финансами", "финансовое управление", имеют в известной степени одинаковое содержание.
Есть еще один признак финансовой деятельности государства, о котором следует сказать отдельно: эта деятельность осуществляется на строго правовой основе.
|