Финансово-правовые акты, образующие правовую основу финансовой деятельности Российского государства, по своим юридическим свойствам подразделяются на три группы: нормативные, индивидуальные и финансово-плановые.
Нормативные финансовые акты. Эти акты устанавливают общие правила поведения для субъектов (физических и юридических лиц), осуществляющих финансовую деятельность; обращены к широкому кругу физических и юридических лиц; рассчитаны на длительное время действия. К таким актам относятся: Бюджетный и Налоговый кодексы, Положение о Федеральном казначействе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года <1>, нормативные приказы и инструкции Центрального банка России по вопросам денежного обращения, кредитования, финансирования, расчетов, кассовых операций и по другим вопросам банковской деятельности. Например, Налоговый кодекс РФ определяет общие и типические признаки плательщика налога, объект обложения, ставки налога и сроки его уплаты, льготы, предоставляемые отдельным категориям плательщиков, санкции за уклонение от уплаты налога или за неуплату налога в срок.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4908.
По органам, издающим нормативные финансовые акты, они подразделяются на: 1) федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации; 2) подзаконные акты, к которым относятся Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативные акты ведомств по различным вопросам, отнесенным к их компетенции.
Из числа второй группы можно выделить финансовые акты, издаваемые специальными финансовыми и кредитными органами: Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ, финансовыми департаментами и управлениями, входящими в состав администрации субъектов Федерации и муниципальных образований. Эти нормативные акты, - приказы, инструкции, письма, - издаются в пределах их компетенции и на основании действующих законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.
Индивидуальные финансовые акты. Это государственно-властные предписания, по вопросам финансовой деятельности, которые рассчитаны только на определенный, строго индивидуальный случай и обращены только к поименно указанным лицам: Петрову, Трифонову и т.д. Например, при наличии у налогоплательщика недоимки налоговым органом направляется требование об уплате налога. В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается направленное персонально налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. С момента получения налогоплательщиком требования об уплате налога между ним и налоговым органом возникает конкретное (индивидуализированное) налоговое правоотношение. Другой пример: Центральный банк РФ в предписании, адресованном кредитной организации, сообщает последней об отзыве лицензии и лишении права заниматься банковской деятельностью. И требование об уплате налога, и предписание об отзыве лицензии - индивидуальные финансовые акты, содержащие государственно-властные решения по вопросам финансовой деятельности и персонально адресованные.
Финансово-плановые акты. Финансовая деятельность государства, как было сказано выше, представляет собой плановую деятельность. В связи с этим в системе финансово-правовых актов выделяются в специальную группу финансово-плановые акты, имеющие очень важное, в некоторых случаях даже политическое значение. Финансово-плановые акты - это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации денежных средств, созданию денежных фондов и использованию их на предусмотренные законом цели <1>. К этим актам относятся: федеральные законы о федеральных бюджетах на соответствующие финансовые годы; законы о бюджетах субъектов Российской Федерации; законы о бюджетах внебюджетных фондов; сметы доходов и расходов бюджетных учреждений; сводные планы финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных и казенных предприятий; кредитный и кассовый планы Центрального банка РФ и т.д.
--------------------------------
<1> См.: Советское финансовое право. М., 1987. С. 47.
По своему содержанию названные финансово-плановые акты характеризуются тем, что в них отражается роль государства в распределении национального дохода страны в денежном выражении, образовании денежных фондов и использовании денежных средств из фондов в интересах общества и государства.
Теоретическая конструкция финансово-плановых актов позволяет раскрыть их юридическую природу. Они могут рассматриваться, с одной стороны, как разновидность индивидуальных актов, которые содержат точные, конкретизированные плановые задания (например, по конкретному налогу, поступающему в определенный бюджет), касаются административно-территориальной единицы (области, города), отрасли управления, бюджетного учреждения, предприятия. Это - своеобразные индивидуальные акты, сила которых исчерпывается их исполнением в рамках определенного финансового срока. Но это такие индивидуальные акты, которые содержат общую установку и предполагают совершение целого комплекса действий.
С другой стороны, финансово-плановые акты содержат черты нормативно-правовых актов. Например, Федеральный закон от 1 декабря 2014 года "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" содержит не только конкретные задания и называет конкретных исполнителей, но и нормы права <1>. С этой стороны, финансово-плановые акты обладают известными чертами общности: действуют более или менее длительный период времени, поименно не перечисляют всех исполнителей, предполагают согласованную и длительную деятельность многих людей, организаций, должностных лиц <2>.
--------------------------------
<1> Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 3 декабря 2014 года).
<2> См.: Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1982. Т. 2. С. 47 - 48.
Финансово-плановые акты - это, если говорить образно, "финансовые рельсы", по которым в течение определенного периода (квартала, года) осуществляется финансовая деятельность республики, административно-территориальной единицы (города, района), учреждения и предприятия. В течение этого времени данные акты призваны оперативно, гибко и маневренно обслуживать плановые финансовые потребности указанных субъектов.
|