Система финансового права: понятие и структура. Под системой отрасли права понимается определенный порядок в распределении правовых норм по отдельным частям данной отрасли и в логически правильном расположении этих частей. Система финансового права есть такое распределение норм финансового права по группам и их построение в определенной последовательности, которые позволяют наглядно увидеть эти группы в их единстве. Иначе говоря, система финансового права есть научно организованная совокупность правовых норм, распределенных по подотраслям и правовым институтам, которые образуют отрасль - финансовое право.
Система финансового права решает две практические задачи: 1) с ее помощью студенту и практикующемуся юристу легко ориентироваться в данной отрасли при ее изучении; 2) на основе правильного распределения нормативного материала система помогает кодифицировать финансовое законодательство.
Оптимальным критерием при распределении норм финансового права по группам, т.е. подотраслям и правовым институтам, является предметный. В предмете финансового права заложена объективная необходимость деления регулируемых отраслью общественных отношений на однородные группы и вследствие этого возможна группировка норм финансового права на правовые институты и подотрасли.
Подотрасль в финансовом праве - это относительно самостоятельное укрупненное подразделение финансового права, состоящее из компактной массы взаимосвязанных и распределенных по правовым институтам норм права. Следует подчеркнуть, что подотрасль в финансовом праве - это крупная часть отрасли, экономически и политически важное структурное подразделение, включающее в свой состав ряд правовых институтов. Предметный критерий разграничивает нормы финансового права на пять подотраслей: эмиссионное право, бюджетное право, налоговое право, банковское (публичное) право, финансово-контрольное право.
Правовой институт в финансовом праве - это первичное самостоятельное структурное подразделение данной отрасли, где правовые нормы группируются по их юридическому содержанию. Таким образом, нормы финансового права образуют финансовое право как целостное нормативное образование не непосредственно, а через правовые институты, которые в одних случаях сводятся в подотрасли финансового права, в других - выступают как самостоятельные подразделения отрасли. Предметный критерий выделяет следующие самостоятельные правовые институты финансового права: государственный кредит; лотерея; институт ценных бумаг; страховое право; финансы предприятий и учреждений всех форм собственности и т.д.
Распределение финансово-правовых норм по подотраслям и правовым институтам обусловливает их построение в две линии (шеренги): на первом плане выстраиваются подотрасли финансового права, за ними - самостоятельные правовые институты.
Подотрасли финансового права. Подотрасли составляют основу финансового права. Без них нельзя представить нормальное функционирование государства. Их родословная - такая же древняя, как и у государства. Кратко охарактеризуем каждую подотрасль финансового права.
Эмиссионное право - авангардная категория в системе финансового права. Можно следующим образом определить эмиссионное право как подотрасль: это - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области эмиссионной деятельности государства, направленной на выпуск денежных знаков и организацию: 1) наличного денежного обращения; 2) безналичного денежного обращения; 3) ведения кассовых операций; 4) обращения ценных бумаг; 5) обращения иностранной валюты. Для эмиссионно-правовых норм характерны две особенности: во-первых, они регулируют общественные отношения в первичной и специфической сфере финансовой деятельности государства - в сфере эмиссионной деятельности; во-вторых, эти нормы содержатся в нормативных актах, принимаемых главным образом на федеральном уровне.
Основными субъектами эмиссионной деятельности являются Центральный банк РФ и его структурные подразделения на местах, а также кредитные (банковские) учреждения. Эмиссионное право, как подотрасль, входит в состав финансового права через банковское (публичное) право, является его крупным и самостоятельным ответвлением, которое закреплено на конституционном уровне в ст. 75.
Налоговое право - важнейшая часть финансового права наряду с бюджетным правом, также принадлежащая к ведущим подотраслям. Представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют финансовые отношения в сфере сбора налогов и иных обязательных платежей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Налоговое право - публичное право, нормы которого направлены на защиту общего блага, наиболее тесно связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства.
Переход России в 90-х годах XX века к рыночным отношениям предопределил бурное развитие норм налогового права, и, как следствие этих процессов, принятие Налогового кодекса в 1998 году. Количественные и качественные изменения в налоговом праве создали основу для выделения в данной подотрасли ряда правовых институтов. К ним относятся: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов Российской Федерации; местные налоги и сборы; методы взимания налогов и сборов.
Бюджетное право - важнейшая часть финансового права, его ведущая подотрасль. Представляет собой совокупность правовых норм, определяющих понятие бюджета, его структуру и бюджетную классификацию, бюджетное устройство страны и каждого субъекта Российской Федерации, регулирующих общественные отношения по образованию бюджетных и внебюджетных фондов денежных средств, регламентирующих бюджетный процесс. Бюджетное право как подотрасль финансового права складывается из ряда правовых институтов. Это институты: единого бюджета, дифференцированного на общую и социальную части; бюджетной классификации; бюджетного устройства; бюджетных прав; бюджетного процесса; сметно-бюджетного финансирования (расходного права); бюджетной ответственности. Нормы бюджетного права содержатся в различных нормативных актах, но в основном - в Бюджетном кодексе РФ.
Банковское (публичное) право - другая важная подотрасль финансового права, которая включает правовые нормы, регламентирующие публично-правовую деятельность Центрального банка РФ. В соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке РФ" - это деятельность в сферах: 1) монопольного осуществления Банком России эмиссии наличных денег и организации денежного обращения, а также безналичного обращения; 2) обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти, на которые возложено исполнение бюджетов; 3) осуществления валютного регулирования и валютного контроля; 4) осуществления надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.
Круг финансовых отношений, регулируемых банковским (публичным) правом, вполне широк, чтобы это право могло быть названо подотраслью. Достаточно сказать, что в него входит целый ряд правовых институтов: банковского надзора за кредитными организациями, расчетных отношений, валютного права, ценных бумаг. Особую роль в системе банковского права играет такое самостоятельное подразделение, как эмиссионное право. Не оставляя своего места в системе банковского права, оно выделилось в силу юридических, экономических и дидактических причин в самостоятельную подотрасль финансового права.
Финансово-контрольное право представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих деятельность специальных органов по контролю за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы и финансовой деятельностью органов исполнительной власти, предприятий и учреждений всех форм собственности.
В рыночных условиях произошло усложнение и расширение финансового контроля в Российской Федерации, увеличение в государстве финансово-контрольных структур. В настоящее время финансовый контроль охватывает не только финансовую деятельность государственных, муниципальных, но и иных организаций, физических лиц, граждан-предпринимателей в целях поддержания законности и правопорядка в сфере финансов. Следствием этого является резкое увеличение с начала 90-х годов XX века в нашей стране количества норм финансового права, регулирующих финансово-контрольную деятельность. Профессор В.Е. Чиркин утверждает, что это - мировая тенденция и ставит вопрос о выделении контрольной власти <1>. Все это позволяет говорить о финансово-контрольном праве как подотрасли финансового права <2>. К правовым институтам, входящим в состав данной подотрасли, относятся: парламентский финансовый контроль; финансовый контроль органов исполнительной власти; негосударственный финансовый контроль в форме аудита; формы и методы финансового контроля.
--------------------------------
<1> См.: Чиркин В.Е. Контрольная власть. М., 2008. С. 10 - 11.
<2> См.: Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000. С. 111 - 112.
Второй эшелон образуют самостоятельные правовые институты, имеющие существенное значение в системе финансового права. По своему содержанию они являются комплексными институтами, включающими как нормы финансового права, так и нормы других отраслей права, прежде всего гражданского. К этому эшелону относятся правовые институты: государственного кредита (долга); лотерейного дела; страхового права; финансов предприятий всех форм собственности; валютных операций; рынков ценных бумаг; бухгалтерского учета; правового регулирования инвестиций. Хотя названные институты являются смешанными по составу, они дополняют систему финансового права, придавая ей завершенность и целостность.
|