Особенности финансовых правоотношений. В норме финансового права заключена модель финансового правоотношения. Как только норма начинает действовать, содержащаяся в ней "правовая энергия" идет в двух основных направлениях: на одного субъекта возлагаются обязанности, другому - предоставляются права. Модель трансформируется в индивидуальное финансовое правоотношение.
Финансовое правоотношение - это урегулированное нормами финансового права общественное отношение, складывающееся в сфере финансовой деятельности. Именно финансовое правоотношение свидетельствует о превращении долженствования в акт конкретного поведения. Налоги, сборы, пошлины, порядок их поступления в бюджетные и внебюджетные фонды не могут иметь место в государстве, не будучи облеченными в правовую форму и вне правовых отношений.
Финансовое правоотношение характеризуется общими чертами, какие присущи всем другим правоотношениям. Это связь (отношение): 1) возникающая вследствие воздействия норм права на поведение субъектов права; 2) возникающая между субъектами посредством наделения их взаимными правами и обязанностями; 3) охраняемая государством. Однако финансовые правоотношения специфичны и имеют ряд особенностей.
1. Первой особенностью финансовых правоотношений является то, что они возникают в процессе осуществления финансовой деятельности государства, т.е. в процессе выпуска денежных знаков и организации денежного обращения, планового собирания денежных средств в бюджетные и внебюджетные фонды, их использования при осуществлении государством своих функций и т.д. По существу, финансовые правоотношения - это денежные правоотношения, возникающие между государством в лице его уполномоченных органов и другими субъектами финансового права в процессе осуществления государственной финансовой деятельности. Например, такого рода правоотношения возникают при получении казенным учреждением денежных средств из бюджета. При этом нужно указать на то, что денежные средства представляют собой специфическое имущество. Следовательно, в конечном счете, финансовые правоотношения можно признать имущественными правоотношениями.
2. Другой особенностью финансовых правоотношений является то, что они являются публично-правовыми отношениями. Конечной целью как финансовых правоотношений, так и гражданских правоотношений является движение денежных средств от одного субъекта к другому. Однако если в первом случае движение денежных средств осуществляется в интересах всего общества (поступление денежных средств налогоплательщика в бюджет), то во втором случае движение денежных средств (например, при купле-продаже) удовлетворяет частные интересы. Короче говоря, в рамках финансовых правоотношений государство выполняет возложенные на него функции в интересах всего общества: по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, по управлению обороной, образованием, здравоохранением, социальным обеспечением и т.д.
3. Третья важная особенность финансовых правоотношений состоит в том, что это - государственно-властные отношения. Финансовая деятельность государства есть одна из форм проявления его суверенитета <1>. Поэтому одной из сторон финансовых правоотношений всегда выступает государство в лице уполномоченного органа. Это: Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ и другие органы государственной власти, а также органы местного самоуправления. Другой стороной могут выступать самые разнообразные субъекты: органы государственной власти и органы местного самоуправления, государственные предприятия и учреждения, предприятия других форм собственности, общественные объединения, граждане. Финансовое правоотношение строится как государственно-властное, чаще всего как вертикальное правоотношение власти и подчинения. В рамках такого правоотношения властный субъект, используя полномочия и государственное принуждение, может устранять возникающие противоречия между публичными и частными интересами в пользу первых в процессе осуществления финансовой деятельности государства. Такие моменты имеют место нередко в налоговых правоотношениях, где отдельные налогоплательщики стремятся уклониться от уплаты налога. Таким образом, финансовые правоотношения невозможны вне государственной деятельности и имеют во всех случаях публичный характер. Один из обязательных субъектов, т.е. государственный орган или орган местного самоуправления, выступает как носитель властных полномочий.
--------------------------------
<1> См.: Цыпкин С.Д. Предмет и система финансового права // Советское финансовое право. М., 1974. С. 52.
4. Вместе с тем государство осуществляет мобилизацию составляющих часть национального дохода денежных средств, направляя их в различные фонды и используя в процессе выполнения своих функций. С этой стороны государство выступает как хозяйствующий субъект, как субъект специфических имущественных (денежных) отношений. Следовательно, в финансовых правоотношениях отчетливо выступают два элемента, указывающие на их особенности: государственно-властный и имущественный <1>. Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными правоотношениями, в которых отношения власти неотделимы от имущественных (денежных) отношений.
--------------------------------
<1> См.: Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. М., 1960. С. 137.
Виды финансовых правоотношений. Существующие в правовой действительности финансовые правоотношения многообразны и могут быть подразделены в зависимости от оснований на различные виды.
По функциям права они могут быть подразделены на регулятивные и охранительные. Регулятивные финансовые правоотношения представляют собой положительные, возникающие на основе норм права отношения между субъектами в процессе осуществления финансовой деятельности государства. Они возникают на основе правомерного поведения участников финансового правоотношения и образуют нормальную ткань правопорядка в области финансовой деятельности государства. К числу таких правоотношений относятся правоотношения по поводу уплаты в бюджеты и внебюджетные фонды налоговых платежей, по поводу рассмотрения и утверждения представительным органом проекта бюджета и т.д.
Охранительные финансовые правоотношения складываются в процессе осуществления финансовой деятельности государства, но возникают вследствие неправомерного поведения одного из субъектов финансового права как реакция государства на такое поведение. К их числу относятся правоотношения, возникающие в связи с различными финансовыми правонарушениями: налоговых обязательств, бюджетного законодательства, правил ведения кассовых операций и др. Охранительные финансовые правоотношения являются по своей роли вспомогательными, хотя их место в сфере налоговых правоотношений достаточно велико.
По способу разрешения конкретных индивидуальных дел финансовые правоотношения подразделяются на материальные и процессуальные. Финансовая деятельность государства в силу специфических свойств требует строгой процедурно-процессуальной регламентации. Материальные финансовые правоотношения - это правоотношения, через которые реализуются обязанности и права субъектов финансового права. К ним относятся правоотношения, которые содержат: субъективное право казенного учреждения на получение бюджетных средств из бюджета и обязанность распорядителя бюджетных средств дать разрешение на их получение; обязанность налогоплательщика уплатить налог и право налогового органа требовать его уплаты и т.д.
Процессуальные финансовые правоотношения возникают на основе процессуальных норм и производны (вторичны) от материальных финансовых правоотношений. Но их удельный вес в системе финансовых правоотношений достаточно велик, о чем свидетельствует часть III Бюджетного кодекса РФ, включающая бюджетно-процессуальные нормы.
Еще одной важной классификацией финансовых правоотношений является их построение по видам правовых институтов и подотраслей права, входящих в состав финансового права. Такое построение ценно тем, что позволяет увидеть панораму всех основных финансовых правоотношений. Согласно названному основанию финансовые правоотношения могут быть подразделены на: а) эмиссионные; б) налоговые; в) бюджетные; г) по поводу государственного и муниципального долга; д) по поводу государственного страхования; е) валютные; ж) финансово-контрольные.
Финансовые правоотношения могут быть подразделены по другим критериям. Однако охарактеризованные виды дают объемное представление о комплексе финансовых правоотношений, возникающих в правовой действительности.
|