К пониманию различия категорий "субъект финансового права" и "субъект финансового правоотношения". Финансовое законодательство определяет субъектов финансового права. К ним относятся: территориальные образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования), представительные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные предприятия, учреждения и предприятия негосударственной формы собственности, граждане. Субъект финансового права - это лицо (физическое или юридическое), которое законодательство наделяет правами и обязанностями в области публичной финансовой деятельности, предоставляя возможность быть участником конкретного финансового правоотношения <1>.
--------------------------------
<1> См.: Крохина Ю.А. Финансовое право России. М., 2004. С. 99.
Приведенное определение говорит о том, что категории "субъект финансового права" и "субъект финансового правоотношения" имеют различное, только частично совпадающее, содержание. Субъекты финансового права потенциально способны быть участниками финансового правоотношения. Субъекты финансового правоотношения - это реальные участники конкретного финансового правоотношения. Безработный гражданин Сидоров является субъектом финансового (налогового) права, но не является участником финансового (налогового) правоотношения. Занявшись бизнесом и имея доход с него, Сидоров становится участником финансового (налогового) правоотношения. Таким образом, переход субъекта финансового правоотношения из одного состояния в другое связан с процессом превращения возможности в действительность.
В зависимости от организационно-правового статуса можно выделить следующие группы субъектов финансового права: 1) территориальные образования; 2) коллективные субъекты; 3) индивидуальные субъекты.
Территориальные образования. Под общественно-территориальным образованием как субъектом финансового права следует понимать земельное пространство с определенными юридическими границами, проживающим на нем населением и имеющим органы государственной власти или органы местного самоуправления, которые реализуют принадлежащие данному образованию права и обязанности. К таким общественно-территориальным образованиям относятся: а) Российская Федерация как государство; б) наиболее крупные части этого государства - субъекты РФ; в) муниципальные образования - государственно-территориальные единицы (города, поселки, муниципальные районы, иные населенные пункты), в которых осуществляется местное самоуправление.
Российская Федерация как единое государство, будучи особым субъектом финансового права, выступает в этом качестве в двух ипостасях. Во-первых, как суверенное государство, Российская Федерация распространяет свою финансовую власть на всю принадлежащую ей территорию. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российского государства находятся финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, федеральные банки. Предоставленные финансовые права Российская Федерация реализует через федеральные органы власти, к которым относятся Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, федеральные ведомства. Во-вторых, Российская Федерация, являясь субъектом финансового права, выступает как хозяйствующий субъект, деятельность которого направлена на создание финансовых и материальных условий, необходимых для выполнения своих задач и функций. С этой стороны Российская Федерация реализует одно из фундаментальных финансовых прав - право распоряжаться значительной частью казны. Эту часть казны составляют денежные средства федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов, а также денежные средства Центрального банка РФ. Поэтому Российская Федерация как субъект финансового права прежде всего является субъектом бюджетного права, а также других финансовых прав: на денежную эмиссию, на установление федеральных налогов и сборов, на государственные займы, валютное регулирование и т.д.
Субъект Российской Федерации - следующее общественно-территориальное образование, являющееся субъектом финансового права. От Российской Федерации как государства субъект Российской Федерации отличается тем, что право суверенитета и право территориального верховенства принадлежит только Российской Федерации. В остальном для субъекта Российской Федерации как субъекта финансового права характерны те же черты, какие присущи и Российской Федерации как субъекту финансового права. Так, согласно ст. 214 Гражданского кодекса РФ за субъектом Российской Федерации закреплено право государственной собственности на определенную часть казны, т.е. на бюджетные средства.
Федеральное устройство страны, освободив в соответствии с Конституцией РФ общественно-территориальные образования типа "субъект Российской Федерации" от тотальной опеки государства (как это было в СССР), наделило эти образования элементами самостоятельности и предоставило целый ряд прав финансового характера: право на собственный бюджет, право на соответствующие налоги и сборы, право на выпуск органами субъекта РФ облигаций регионального займа.
Муниципальное образование - еще один субъект финансового права из числа общественно-территориальных образований. Муниципальные образования располагают кругом дел, которые им присущи в качестве неотъемлемых. Сюда относятся: охрана общественного порядка, жилищно-коммунальные услуги, здравоохранение, образование и т.д. И поскольку названные дела лучше всего выполняют органы местного самоуправления собственными силами, муниципальное образование наделяется законодательством соответствующими правами, в первую очередь финансовыми, которые (не мешает напомнить об этом) в XIX веке в юридической литературе признавались "прирожденными" <1>.
--------------------------------
<1> См.: Финансовая энциклопедия. М.; Л., 1927. С. 727.
Финансовые права муниципального образования закреплены рядом нормативных актов: Конституцией РФ (ч. 1 ст. 132), Гражданским кодексом РФ (ст. 215), Бюджетным кодексом РФ (ст. 15), Федеральным законом от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" <1>, законами субъектов о местном самоуправлении и др. В соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса РФ право на свой собственный бюджет составляет основу финансово-правового статуса муниципального образования. Также в первую очередь следует назвать право муниципального образования распоряжаться денежными средствами муниципальной казны, которая образуется из денежных средств местного бюджета и денежных средств, поступающих в качестве финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации. К другим финансовым правам муниципального образования относятся права: на введение и использование местных налогов, на выпуск муниципальных займов и т.д.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 35. Ст. 3607.
Бюджетные и иные финансовые права принадлежат территориальным образованиям как субъектам финансового права, но реализуют их органы государственной и муниципальной власти.
Коллективные субъекты финансового права. Обязательной предпосылкой правосубъектности коллективных субъектов, в том числе субъектов финансового права, является организация их в такое образование, которое выражено в их организационном единстве. Все коллективные субъекты финансового права - государственные органы власти, хозяйственные организации, бюджетные учреждения - имеют внутреннюю структуру, причем внутренние подразделения слиты в одно организованное целое. Имеются попытки отождествить понятия "коллективный субъект" и "юридическое лицо". Но первое намного шире второго и охватывает намного больше субъектов финансового права.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются субъектами финансового права уже в силу того, что законодательство уполномочивает и обязывает их осуществлять публичную финансовую деятельность, т.е. принимать участие в процессах аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств. При этом субъектами финансового права выступают как представительные органы (рассматривающие и утверждающие бюджеты), так и исполнительные органы (исполняющие бюджеты и отчитывающиеся об их исполнении).
В системе исполнительных органов как субъектов финансового права следует выделить группу финансово-кредитных органов, в частности, Министерство финансов РФ с находящимися в его ведении структурами, к которым относятся: Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство. Названные органы исполнительной власти обладают специальными финансово-правовыми полномочиями.
Среди органов государства особым субъектом финансового права является Центральный банк РФ, осуществляющий финансовую деятельность государства и выступающий в конкретных финансовых правоотношениях как уполномоченный государством орган <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.
Предприятия всех форм собственности и другие коммерческие организации различных организационно-правовых форм представляют собой типичные и наиболее многочисленные коллективные субъекты финансового права. Имея самостоятельный источник дохода (прибыль), а также бухгалтерский учет и расчетный счет в кредитном учреждении, предприятия вступают в финансовые правоотношения в связи с уплатой в казну налогов и других обязательных платежей. Таким образом, основным признаком, по которому предприятие или коммерческая организация становятся субъектом финансового права, является наличие самостоятельного источника дохода - прибыли, часть которой в виде налога поступает в распоряжение государства или муниципального образования. Однако государственные и муниципальные унитарные предприятия могут вступать в финансовые правоотношение не только по поводу уплаты налогов в казну, но и по поводу финансирования из бюджета в форме бюджетных кредитов <1>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.
Бюджетные учреждения и организации как некоммерческие структуры создаются для достижения управленческих, образовательных, научных, культурных и иных целей <1>. Как субъекты финансового права, не извлекающие прибыли из своей деятельности, они для выполнения публичных функций вступают в финансовые правоотношения по поводу их финансирования из соответствующего бюджета. В связи с тем что законодательство разрешает бюджетным учреждениям и организациям предоставлять платные дополнительные услуги (например, образовательные, медицинские), эти учреждения и организации вступают также в финансовые правоотношения по поводу уплаты в бюджет налогов из получаемых доходов.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
Индивидуальные субъекты финансового права. К индивидуальным субъектам финансового права относятся прежде всего граждане Российской Федерации. Например, отдельный гражданин может быть субъектом финансовых правоотношений по государственному кредиту. Эти отношения, возникающие по поводу выпуска, реализации и погашения государственного займа, регулируются на основе норм финансового права, предусматривающих добровольное участие гражданина в качестве кредитора государства. Граждане могут вступать в финансовые правоотношения в области банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях.
Но чаще всего граждане вступают в финансовые правоотношения, связанные с выполнением налоговых обязательств. Основным признаком налогообязанного гражданина является наличие самостоятельного источника дохода. Таким источником дохода могут быть: заработная плата; прибыль предпринимателя, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; недвижимое имущество и т.д. По этому признаку субъектами финансового (налогового) права могут быть наряду с гражданами России иностранные граждане или лица без гражданства, проживающие и работающие в Российской Федерации, а также имеющие законом разрешенные источники доходов. Граждане, иностранные граждане, лица без гражданства имеют равные права и обязанности как субъекты финансового права, а поэтому законодатель называет их в ст. 19 Налогового кодекса РФ "физическими лицами". На правовой статус налогоплательщиков - физических лиц не влияет возраст налогоплательщика, так как обязанность по уплате налога возникает в момент приобретения объекта налогообложения. Отдельные авторы обосновывают положение, что финансовая (налоговая) дееспособность физического лица производна от трудовой и гражданской дееспособности. По их мнению, анализ трудового и гражданского законодательства приводит к выводу, что в большинстве случаев финансовая (налоговая) дееспособность возникает в 18 лет, хотя в некоторых случаях предусматривается возраст с 14 и 16 лет. С 14 лет физические лица могут получать доходы от своей трудовой деятельности, и эти доходы являются объектом налогообложения <1>.
--------------------------------
<1> См.: Карасева М.В. Финансовое правоотношение. Воронеж, 1997. С. 127; Тройская С.С. Правовой статус налогоплательщика - физического лица. М., 2009. С. 66 - 68.
Среди физических лиц - субъектов финансового права особым статусом наделяются граждане, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
|