Понятие источника финансового права. Нормы финансового права, как и другие правовые нормы, не существуют и не могут существовать вне источника права. Подобно тому, как жидкость может использоваться, если она находится в определенном сосуде (имеющем твердую форму), так и нормы финансового права могут быть выражены и доведены до сведения общества в соответствующей форме, которая называется источником права. Источник, как это слово толкует русский словарь, - это то, из чего берется, черпается что-либо. В финансовом праве это в основном нормативные правовые акты.
Как источник финансового права нормативный правовой акт (федеральный закон, указ Президента РФ, постановление Правительства РФ и т.д.) содержит в себе нормы финансового права, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение. Таким образом, нормативный правовой акт - это тот резервуар, из которого люди (органы публичной власти, должностные лица, граждане) черпают сведения о правовых нормах. Бегло охарактеризуем нормативные правовые акты, выступающие в качестве источников финансового права.
Конституция РФ - базовый нормативный акт, являющийся источником всех отраслей права, в том числе финансового. В Конституции РФ содержатся правовые нормы, имеющие прямую финансово-правовую направленность. К сфере налогообложения относится правовая норма, содержащаяся в ст. 57 Конституции РФ, и обязывающая каждого платить законно установленные налоги и сборы. Статья 75 Конституции РФ содержит правовые нормы, устанавливающие денежную систему Российской Федерации, регламентирующие денежную эмиссию, определяющие систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, регулирующие порядок выпуска государственных займов.
К источникам финансового права этого класса относятся конституции и уставы субъектов Федерации. В них закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности субъектов Федерации, право иметь собственные бюджеты и внебюджетные фонды и т.д. Так, глава 13 Устава Свердловской области, озаглавленная "Финансы", содержит правовые нормы, устанавливающие налоговую и бюджетную систему области, регламентирующие разработку и утверждение, а также исполнение областного бюджета <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Свердловской области. 2011. N 12. Ст. 1914.
Федеральные законы и законы субъектов РФ имеют наиболее важное практическое значение в системе источников финансового права. При этом финансовые законы можно условно разделить на бюджетные, налоговые, валютные, банковские, страховые и т.д. Например, для бюджетного права основным источником является Бюджетный кодекс РФ - закон федерального уровня, устанавливающий структуру бюджета, бюджетное устройство, основы бюджетного процесса. Для налогового права таким источником является Налоговый кодекс РФ, устанавливающий налоговую систему страны, определяющий налоговые правонарушения и ответственность за них.
Источником финансового права являются законы субъектов РФ, содержащие финансово-правовые нормы. Это - законы о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о порядке предоставления налоговых льгот и т.д.
Указы Президента РФ. Среди нормативных актов как источников финансового права выделяются Указы Президента РФ. В качестве примера можно назвать следующие Указы: от 25 июля 1996 года "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля" <1>, от 24 августа 1998 года "О некоторых мерах по экономии государственных расходов" <2>. Следует отметить, что Указы Президента РФ в системе подзаконных актов, являющихся источниками финансового права, имеют приоритетное значение и по юридической силе приближаются к федеральным законам. Ни Государственная Дума, ни Совет Федерации не вправе отменять и изменять Указы Президента РФ.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 32. Ст. 3857.
<2> СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3076.
Постановления Правительства РФ - это наиболее распространенные источники финансового права, так как с помощью финансово-правовых норм, содержащихся в этих актах, конкретизируются финансовые законы. Так, нормы Федерального закона от 11 ноября 2003 года "О лотереях" конкретизированы Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2004 года "О мерах по реализации Федерального закона "О лотереях" <1>. Типичной формой нормативных актов Правительства РФ, являющихся источниками финансового права, являются Правила. Правила - это нормативно-правовой акт, регулирующий общественные отношения в какой-либо одной области финансовой деятельности государства. Таким, к примеру, актом являются Правила предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2015 год, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2014 года <2>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2907.
<2> СЗ РФ. 2015. N 3. Ст. 580.
Ведомственные нормативные акты. Ведомственные нормативные акты как источники финансового права регулируют в основном финансовую деятельность соответствующих ведомств (министерств, служб, комитетов и т.д.). Наиболее типичным ведомственным нормативным актом, выступающим в качестве источника финансового права, является инструкция, утверждаемая приказом данного ведомства. Главное место среди них занимают инструкции Министерства финансов РФ, а также Центрального банка РФ. В качестве примера можно назвать Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную Приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года N 191н <1>. Специфика инструкции как источника финансового права состоит в том, что она имеет целью разъяснение деталей, подробностей исполнения закона или иного акта государства.
--------------------------------
<1> Российская газета. 2011. N 47.
Нормативный финансовый договор. Наряду с нормативными правовыми актами (законы и подзаконные акты) источниками финансового права могут быть договоры. Нормативный финансовый договор как источник финансового права может быть определен как взаимное соглашение двух или более сторон, содержащее нормы финансового права. Например, это соглашение двух субъектов Российской Федерации о финансовой помощи при ситуациях чрезвычайного характера. Это - соглашение об осуществлении органом Федерального казначейства отдельных функций по исполнению местного бюджета при кассовом обслуживании им исполнения бюджета, причем последний не вправе отказывать в заключении такого соглашения местному органу самоуправления.
В качестве источника финансового права могут выступать международные договоры Российской Федерации с другими странами, если они содержат нормы финансового права. Такие соглашения часто заключаются между государствами в налоговой области по поводу избежания двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.
|