Классификация финансового контроля в законодательстве и в теории финансового права проводится по различным основаниям.
В зависимости от статуса субъектов финансового контроля выделяются государственный (муниципальный), негосударственный и общественный финансовый контроль, отличающиеся не только по субъектам, но и по целям осуществления.
По содержанию финансовый контроль подразделяется на:
1) бюджетный контроль - деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, специализированных контрольных органов по проверке законности, своевременности, правильности, эффективности и результативности образования, распределения и использования средств бюджетов бюджетной системы РФ.
Объектом бюджетного контроля являются денежные отношения на всех стадиях бюджетного процесса.
Цель бюджетного контроля - проверка соблюдения участниками бюджетного процесса бюджетного законодательства для эффективного выполнения государством и муниципальными образованиями своих функций и задач <1>, предупреждение и пресечение правонарушений в бюджетной деятельности.
--------------------------------
<1> См.: Грачева Е.Ю., Толстопятенко Г.П., Рыжкова Е.А. Финансовый контроль. М., 2004. С. 165.
Бюджетный контроль осуществляют Президент РФ, представительные и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, специализированные контрольные органы (Федеральное Собрание РФ, Счетная палата РФ (счетные палаты субъектов РФ), Правительство РФ, Федеральное казначейство, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований);
2) налоговый контроль - деятельность уполномоченных органов по контролю соблюдения налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.
В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством: налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах.
Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки с целью проверки соблюдения налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах.
В отношении крупнейших налогоплательщиков налоговые органы также проводят налоговый мониторинг, предметом которого являются правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с НК РФ возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) - организацию;
3) валютный контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.
Органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба <1>.
--------------------------------
<1> До 2 февраля 2016 года полномочия органа валютного контроля исполняла Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Указом Президента РФ от 2 февраля 2016 года N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" Федеральная служба финансово-бюджетного надзора упразднена, ее полномочия как органа валютного контроля переданы Федеральной налоговой службе и Федеральной таможенной службе.
Агенты валютного контроля - уполномоченные банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", таможенные органы и налоговые органы.
Центральный банк РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба и агенты валютного контроля осуществляют контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами.
Контроль валютных операций кредитными организациями осуществляет Банк России.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица проводят проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, а также проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов; запрашивают и получают документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. По результатам проверок выдаются предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица вправе применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования <1>;
--------------------------------
<1> См.: Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (ред. от 4 ноября 2014 года) // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.
4) страховой надзор, осуществляемый органом страхового надзора.
До момента вступления в силу Указа Президента РФ от 4 марта 2011 г. N 270 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" таким органом являлась Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор). Однако согласно названному Указу Федеральная служба страхового надзора была присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР России) с передачей ей функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела).
В соответствии с Указом Президента РФ от 25 июля 2013 года N 645 "Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" с 1 сентября 2013 года ФСФР России прекратила свою деятельность в качестве федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и вошла в состав Банка России.
Таким образом, с 1 сентября 2013 года функции органа страхового надзора выполняет Банк России;
5) таможенный контроль, проводимый таможенными органами;
6) финансовый контроль в банковской сфере.
Банк России как орган банковского регулирования и надзора в РФ осуществляет надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ, установленных им обязательных нормативов. Цель банковского регулирования и надзора заключается в поддержании стабильности банковской системы и ее развитии, а также в защите интересов вкладчиков и кредиторов.
Банк России уполномочен проводить проверки кредитных организаций для оценки общего состояния кредитной организации (комплексные) или отдельных направлений ее деятельности (тематические). По результатам проверки составляется акт.
Счетная палата осуществляет государственный аудит (контроль) деятельности Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и небанковских кредитных организаций, входящих в банковскую систему РФ, в части обслуживания ими федерального бюджета и других федеральных денежных средств; деятельности Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга РФ; счетов и операций Центрального банка РФ, на которые распространяется действие Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне".
В соответствии с решениями Государственной Думы, принимаемыми на основании предложений Национального финансового совета Счетная палата осуществляет проверки финансово-хозяйственной деятельности Центрального банка РФ, его структурных подразделений и учреждений.
В зависимости от времени проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный и последующий.
Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств. Он проводится, в частности, законодательными (представительными) органами в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам, при приеме заявок и т.д.
Последующий финансовый контроль осуществляется после совершения операции по формированию или использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств (например, утверждение представительным органом закона об исполнении бюджета; проверка налоговой декларации налоговым органом).
Для большинства органов финансового контроля предварительный контроль означает контроль до совершения операции по списанию бюджетных средств, а последующий - после совершения такой операции. В частности, Федеральное казначейство осуществляет предварительный контроль <1>; контрольные и финансовые органы исполнительной власти субъектов РФ - последующий контроль.
--------------------------------
<1> Пункт 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года N 703 // СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4908.
Финансовый контроль может быть внешним и внутренним.
Внешний контроль осуществляют Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Внутренний контроль осуществляют органы государственного (муниципального) финансового контроля (органы и должностные лица исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований); Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Можно также выделить обязательный, проводимый в силу требований законодательства или по решению уполномоченных государственных органов, и инициативный финансовый контроль, осуществляемый по решению экономических субъектов.
|