Государственный (муниципальный) финансовый контроль проводится с целью обеспечить максимальное поступление финансовых ресурсов в публичные фонды, а также законность и эффективность их использования.
В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако представляется справедливой позиция, согласно которой муниципальный контроль можно отнести к негосударственному финансовому контролю "условно, поскольку он регулируется нормами публичного права" <1>. По видам и методам осуществления муниципальный финансовый контроль в основном аналогичен государственному.
--------------------------------
<1> Котов В.В. Правовая концепция интегрированной системы негосударственного финансового контроля. М., 2007. С. 107.
Государственный финансовый контроль осуществляют:
- Президент РФ;
- главы субъектов РФ;
- законодательные (представительные) органы государственной власти РФ, субъектов РФ;
- государственные органы исполнительной власти общей компетенции РФ, субъектов РФ;
- Центральный банк РФ;
- государственные органы исполнительной власти межотраслевой и специальной компетенции РФ и субъектов РФ (Министерство финансов РФ, федеральные органы государственного финансового контроля исполнительной власти и их территориальные органы; контрольные органы исполнительной власти субъектов РФ; практически все иные органы исполнительной власти);
- профессиональные органы финансового контроля - Счетная палата РФ, счетные палаты субъектов РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ.
Муниципальный финансовый контроль осуществляют:
- главы муниципальных образований;
- представительные органы муниципальных образований;
- исполнительно-распорядительные органы и должностные лица местного самоуправления;
- контрольно-счетные органы муниципальных образований.
Государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется за счет контролирующего субъекта.
Государственный контроль подразделяется на общегосударственный (надведомственный), ведомственный и внутрихозяйственный.
Общегосударственный (надведомственный) финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. Государственный финансовый контроль включает контроль исполнения федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организации денежного обращения, использования кредитных ресурсов, состояния государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставления финансовых и налоговых льгот и преимуществ <1>.
--------------------------------
<1> Указ Президента РФ от 25 июля 1996 года N 1095 // СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3696.
Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.
Ведомственный финансовый контроль осуществляется в органах исполнительной власти - министерствах, службах, агентствах, органах исполнительной власти субъектов РФ - руководителями соответствующих органов исполнительной власти и их контрольно-ревизионными подразделениями, подчиненными, как правило, непосредственно руководителю органа исполнительной власти.
Внутриведомственный государственный финансовый контроль проводится в организациях, функционирующих на праве государственной собственности: федеральных унитарных и казенных предприятиях; унитарных и казенных предприятиях субъектов РФ, в государственных автономных, бюджетных, казенных учреждениях, - и осуществляется их руководителями, финансовыми отделами, бухгалтериями. В отличие от государственного (надведомственного) контроля, сфера действия которого зачастую ограничена определенным кругом вопросов финансовой и хозяйственной деятельности, внутриведомственный контроль обычно имеет комплексный характер (в форме комплексных ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий и учреждений).
Особый вид финансового контроля (и новелла в структуре института финансового контроля) - государственный аудит, а также такие виды аудита, как аудит эффективности, финансовый аудит, стратегический аудит, являющиеся компетенцией Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ.
Финансовый аудит по сути представляет традиционный контроль за соблюдением бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, т.е. за правомерностью совершения операций.
Назначение аудита эффективности состоит в оценке эффективности использования публичных ресурсов для достижения запланированных целей и тесно связан с принципом эффективности использования бюджетных средств.
Стратегический аудит позволяет оценивать результаты достижения стратегических целей обеспечения безопасности и стратегического развития и должен происходить в рамках государственного стратегического планирования <1>.
--------------------------------
<1> См. подробнее: Казна и бюджет / Р.Е. Артюхин, А.В. Богданова, Ю.В. Гинзбург и др.; отв. ред. Д.Л. Комягин. М., 2014.
|