Цель негосударственного контроля - оптимизировать учет, сократить издержки (юридического лица, индивидуального предпринимателя), увеличив прибыль, и свести к минимуму отчисления в публичные фонды <1>.
--------------------------------
<1> См.: Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000. С. 12 - 13.
Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутрисистемный, внутрихозяйственный и аудиторский.
Внутрисистемный финансовый контроль по своей сути аналогичен ведомственному финансовому контролю. Отличие в том, что ведомственный финансовый контроль - это государственный контроль, осуществляемый государственными органами исполнительной власти; внутрисистемный финансовый контроль проводится в системах, объединяющих негосударственные организации - общественные, религиозные и т.д. (например, в системе профсоюзов или в системе Русской православной церкви) <1>.
--------------------------------
<1> Саттарова Н.А. К вопросу о государственном финансовом контроле // Финансовое право. 2006. N 1.
Внутрихозяйственный негосударственный финансовый контроль осуществляется в рамках конкретного экономического субъекта за счет средств самого экономического субъекта по инициативе его руководства либо управляющего органа финансовой, экономической и юридической службой с целью оказания содействия руководству или органу управления в эффективности финансовой деятельности экономического субъекта.
Внутрихозяйственный контроль - самостоятельная функция управления внутри организации, основная цель которой - непрерывное наблюдение за эффективностью финансово-экономической, снабженческо-сбытовой и производственной деятельности, выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и условий, порождающих хищения и бесхозяйственность.
Основная роль в системе внутрихозяйственного контроля принадлежит контролю, осуществляемому бухгалтерией предприятия посредством визирования документов, связанных с расходованием денежных и материальных средств; учета и регистрации хозяйственных операций, инвентаризации имущества; обобщения и анализа учетной и отчетной информации, тематических проверок (обследований) в отдельных внутрихозяйственных подразделениях и др.
Внутрихозяйственный контроль является непрерывным, универсальным (сплошным), системным и строго документальным <1>.
--------------------------------
<1> Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы: Монография / Л.Л. Арзуманова, О.В. Болтинова, О.Ю. Бубнова и др.; отв. ред. Е.Ю. Грачева. М., 2013.
Аудиторский финансовый контроль (аудит) - независимый внешний (вневедомственный) контроль по проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляемый в качестве предпринимательской деятельности профессиональными аудиторами и аудиторскими организациями, за счет контролируемого субъекта.
Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 3 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" // СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 15.
Специфика аудита как формы финансового контроля выражается в том, что между аудитором и аудируемым лицом складываются одновременно и частноправовые, и публично-правовые отношения, опосредуемые различными отраслями права <1>.
--------------------------------
<1> См.: Ершова И.В., Ершов А.А. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации // СПС "КонсультантПлюс". 2011.
Основная цель аудита - не извлечение прибыли, а выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ <1>. Именно это придает аудиту общественно значимый характер, что подтверждено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2003 года N 4-П <2>.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 года N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности".
<2> Постановление Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2003 года N 4-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 7 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" в связи с жалобой гражданки И.В. Выставкиной" // СЗ РФ. 2003. N 15. Ст. 1416.
Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления; она является предпринимательской и обладает всеми признаками таковой, закрепленными в ст. 2 ГК РФ: самостоятельность, риск, направленность на систематическое получение прибыли от оказания аудиторских услуг, необходимость регистрации в установленном законом порядке. В то же время аудит как отдельно взятая независимая проверка в рамках осуществления финансового контроля является не предпринимательством, а профессиональной услугой, оказываемой профессиональными субъектами (индивидуальными аудиторами и аудиторскими организациями) аудируемому лицу.
Аудиторская деятельность в РФ регулируется Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", подзаконными нормативными правовыми актами; Правилами (стандартами) аудиторской деятельности (федеральными стандартами; стандартами саморегулируемой организации аудиторов; стандартами, принимаемыми аудиторскими организациями).
Право на осуществление аудиторской деятельности имеют физические лица - аудиторы, а также юридические лица - аудиторские организации, которые могут создаваться в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества.
Физическое лицо, желающее заниматься аудиторской деятельностью, должно сдать квалификационный экзамен, для допуска к которому предусмотрены обязательные требования:
а) наличие документа о высшем образовании в образовательном учреждении высшего образования, имеющем государственную аккредитацию;
б) наличие стажа работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет, из которых не менее двух лет из последних трех лет - в аудиторской организации.
В случае успешной сдачи квалификационного экзамена выдается квалификационный аттестат аудитора без ограничения срока его действия.
Аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов, которая приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой такая организация является. Коммерческая организация, сведения о которой не внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций в течение трех месяцев с даты внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц, не вправе использовать в своем наименовании слово "аудиторская", а также производные слова от слова "аудит".
Аудит бывает обязательный и инициативный.
Обязательный аудит проводится ежегодно в случаях, определенных законодательством. Обязательному аудиту подлежат организации:
1) имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
2) ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
3) кредитные организации, бюро кредитных историй; организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг; клиринговые организации; страховые организации, общества взаимного страхования; товарные, валютные или фондовые биржи; негосударственные пенсионные или иные фонды, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов (за исключением государственных внебюджетных фондов).
В отношении большей части перечисленных субъектов проведение обязательного аудита предусмотрено также специальными нормативными актами;
4) объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) за год, предшествовавший отчетному, превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов);
5) представляющие и (или) публикующие сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность <1>.
--------------------------------
<1> Общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством РФ, определены Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, а также государственных и муниципальных учреждений).
Инициативный (добровольный) аудит проводится по решению самого экономического субъекта в целях проверки его финансово-хозяйственной деятельности. Как правило, ее инициаторами являются учредители (акционеры) экономического субъекта. Решение о проведении инициативного аудита в отношении индивидуального предпринимателя принимается самим предпринимателем. Задачи и содержание инициативного аудита определяются по согласованию сторон и закрепляются в договоре.
Внешний аудит осуществляется лицами, независимыми от проверяемого субъекта. Внешним аудитом является независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности, которая проводится индивидуальными аудиторами и аудиторскими организациями.
Внутренний аудит - контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением - службой внутреннего аудита (например, служба внутреннего аудита Центрального банка РФ) <1> с целью изучения, оценки и мониторинга состояния и эффективности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
--------------------------------
<1> Приказ Банка России от 31 марта 1997 года N 02-140 "О службе главного аудитора Банка России" // СПС "КонсультантПлюс".
Основным направлением деятельности аудиторов и аудиторских организаций является аудиторская проверка, по результатам которой составляется аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
Аудиторское заключение - формализованный документ, перечень обязательных сведений которого устанавливается правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" предусмотрено как государственное, так и негосударственное регулирование аудиторской деятельности в РФ.
Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляется Минфином России, в компетенцию которого входят:
а) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности; нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
б) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;
в) анализ состояния рынка аудиторских услуг в России и др.
В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности при Минфине России создан Совет по аудиторской деятельности <1>, в состав которого входят:
--------------------------------
<1> Приказ Минфина России от 29 декабря 2009 года N 146н "О создании Совета по аудиторской деятельности и его рабочего органа" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 21.
1) десять представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые подлежат ротации один раз в три года не менее чем на 25% их общего числа;
2) два представителя уполномоченного федерального органа;
3) по одному представителю от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, и от Центрального банка РФ;
4) два представителя от саморегулируемых организаций аудиторов, кандидатуры которых выдвигаются совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов. Данные представители подлежат ротации один раз в год.
Негосударственное регулирование аудиторской деятельности осуществляется саморегулируемыми организациями аудиторов, создаваемыми на основе членства, задача которых - обеспечить условия осуществления аудиторской деятельности своих членов <1>.
--------------------------------
<1> Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются:
а) разработка и установление стандартов и правил деятельности;
б) контроль соблюдения требований стандартов и правил.
|