Для общественного финансового контроля характерна деятельность ради общественного благополучия. Он реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих, главным образом, органы исполнительной власти различного уровня предоставлять достоверную информацию всем заинтересованным субъектам общественного финансового контроля (юридическим и физическим лицам).
Общественный финансовый контроль непосредственно представляет интересы граждан, общественных групп или общественных объединений в различных сферах общественной жизни. Он не обладает властным характером, не является обязательным, осуществляется от имени общественности и граждан; его субъектами не могут являться органы государственной власти и органы местного самоуправления. Развитие общественного контроля предполагает формирование институтов гражданского общества, наличие в распоряжении граждан собственности (индивидуальной или коллективной), их способности к самоорганизации и осуществлению деятельности в институтах гражданского общества, гарантий государства по обеспечению законности и правопорядка в процессе осуществления такой деятельности. Главной функцией субъектов общественного финансового контроля является расширение пределов свободы и наделение властью общества. Основным мотивом участия в общественном финансовом контроле является естественное стремление граждан и их объединений к сотрудничеству с органами государственной и муниципальной власти для реализации коллективных целей и улучшения качества своей частной жизни, в частности, путем направления запросов, обжалования незаконных и неправильных действий должностных лиц и др.
Субъектами общественного финансового контроля могут выступать:
- Общественная палата РФ и региональные общественные палаты;
- общественные советы, создаваемые при государственных и муниципальных органах;
- политические партии и общественные объединения;
- общественные объединения, специализирующиеся на деятельности по осуществлению общественного финансового контроля;
- контрольно-ревизионные органы внутри общественных объединений и иных некоммерческих организаций, осуществляющие внутренний финансовый контроль;
- средства массовой информации;
- отдельные граждане.
Общественная палата РФ и региональные общественные палаты призваны осуществлять экспертизу законодательных актов и законопроектов исполнительной власти, проводить слушания и вырабатывать рекомендации по проблемам, затрагивающим интересы общественности.
Гражданская экспертиза и общественный контроль утверждают роль гражданского общества в качестве независимого субъекта контрольно-надзорной деятельности.
Ученые отмечают, что элементы общественного контроля присутствуют в различных сферах публичного управления: в нормотворческой деятельности (в том числе в сфере публичных финансов) - в форме обязательного опубликования и независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов <1>; в сфере закупок для публичных нужд - открытым размещением всей информации <2>. Это - добровольный общественный контроль.
--------------------------------
<1> Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года N 96.
<2> Статьи 4, 102 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Результаты общественного контроля могут служить основанием для проведения контрольных мероприятий профессиональными органами финансового контроля <1>.
--------------------------------
<1> См.: Казна и бюджет / Р.Е. Артюхин, А.В. Богданова, Ю.В. Гинзбург и др.; отв. ред. Д.Л. Комягин. М., 2014.
|