Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется путем проведения проверок, ревизий, обследования, санкционирования операций.
Проверка - совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.
Проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки.
Камеральными являются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной (бухгалтерской) и налоговой отчетности и иных документов, представленных по его запросу.
Выездные - проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых в том числе определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной (бухгалтерской) или налоговой отчетности и первичных документов <1>.
--------------------------------
<1> В частности, в соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ "камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа" - Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.
Встречные проверки проводятся в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.
Результаты проверки оформляются актом.
Ревизия - комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности.
Правом проведения ревизий наделены определенные органы: Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований, Федеральное казначейство и его территориальные органы <1>, контрольно-ревизионные подразделения органов исполнительной власти.
--------------------------------
<1> См.: Указ Президента РФ от 2 февраля 2016 года N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" // СЗ РФ. 2016. N 6. Ст. 831.
Ревизии носят, как правило, комплексный характер и проводятся комиссией ревизоров, которые наделены широкими полномочиями по проверке первичных документов бухгалтерского учета, финансовой отчетности, бизнес-планов, бюджетных смет, фактического наличия денежных средств, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей; проведению частичных или сплошных инвентаризаций, опечатывания складских помещений, касс; привлечению специалистов и экспертов для проведения ревизии; получению от должностных и материально ответственных лиц письменных разъяснений по возникающим в ходе ревизии вопросам и др.
По содержанию ревизии могут быть документальными или фактическими.
При проведении документальной ревизии исследуются документы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого лица.
Фактическая ревизия заключается в комплексном исследовании финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого лица - проверка наличия денежных и материальных ценностей, сопровождаемая инвентаризацией.
По порядку проведения различаются плановые и внеплановые ревизии.
Плановая ревизия проводится в соответствии с планом и в сроки, установленные органом, уполномоченным на проведение ревизии. В производственной сфере плановые ревизии проводятся не реже одного раз в год, в непроизводственной - не реже одного раза в два года.
Внеплановой является ревизия, не включенная в план контрольной работы соответствующих контрольных органов. Внеплановая ревизия проводится по следующим основаниям:
- поручения руководителя органа, наделенного контрольными полномочиями;
- поручения или обращения от Аппарата Правительства Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Министра финансов Российской Федерации, Генеральной прокуратуры и иных правоохранительных органов федерального уровня;
- проведение встречной ревизии (проверки).
Результаты ревизии оформляются актом.
Обследование заключается в анализе и оценке состояния определенной сферы деятельности объекта контроля. Его результаты оформляются заключением.
Санкционирование операций представляет собой совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения <1>.
--------------------------------
<1> БК РФ. Ст. 267.1.
Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" также установлены методы осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности, к которым отнесены проверка, ревизия, анализ, обследование, мониторинг. В соответствии со своими полномочиями Счетная палата РФ при проведении контрольных мероприятий наряду с перечисленными методами применяет относительно новые - анализ и мониторинг.
Анализ применяется в целях исследования отдельных сторон, свойств, составных частей предмета и деятельности объекта аудита (контроля) и систематизации результатов исследования.
Мониторинг осуществляется с целью сбора и анализа информации о предмете и деятельности объекта аудита (контроля) на системной и регулярной основе.
|