Процесс разработки норм и принципов международного космического права проходил в рамках созданного Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 г. Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях (Комитет ООН по космосу) и двух его подкомитетов: научно-технического и юридического. Состав Комитета с момента учреждения расширился с 18 до 77 государств-членов. В качестве наблюдателей в его работе участвует ряд ММПО и МНПО. По мере необходимости в рамках Комитета и его подкомитетов учреждаются рабочие группы для рассмотрения конкретных проблем. В 1962 г. Комитет ООН по космосу постановил, что все вопросы будут решаться методом консенсуса.
Первым документом ООН, содержавшим положения о деятельности в космосе, явилась резолюция 1721 (XIV) «Международное сотрудничество в области мирного использования космического пространства», единогласно принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1961 г. Обязательный международно-правовой акт был выработан позднее Комитетом ООН в виде Договора по космосу. Данный Договор вступил в силу 10 октября 1967 г.
Вместе с тем Договор по космосу не содержал ответов на многие конкретные вопросы, которые могли возникнуть в ходе космической деятельности. В связи с этим Генеральная Ассамблея ООН поручила Комитету ООН по космосу разработать ряд соглашений, которые бы конкретизировали принципы, установленные в Договоре 1967 г. Так, были приняты следующие международные договоры:
Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г. (Соглашение о спасании);
Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. (Конвенция об ответственности);
Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г. (Конвенция о регистрации);
Соглашение о Луне.
Вышеуказанные четыре соглашения вместе с Договором по космосу образуют основу современного международного космического права.
Помимо договорного развития международного космического права ООН играет важную роль в формулировании международно-правовых рекомендаций, принимаемых в виде резолюций Генеральной Ас - самблеи ООН, — так называемого мягкого права. Этот этап развития международного космического права начался в 80-х годах ХХ в. и продолжается до сегодняшнего дня. Так, были приняты:
Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания от 10 декабря 1982 г. (резолюция 37/92);
Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства, от 3 декабря 1986 г. (резолюция 41/65);
Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве, от 14 декабря 1992 г. (резолюция 47/68);
Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран от 13 декабря 1996 г. (резолюция 51/122);
Руководящие принципы предупреждения образования космического мусора от 22 декабря 2007 г. (резолюция 62/217);
Рамки обеспечения безопасного использования ядерных источников энергии в космическом пространстве (одобрены Комитетом по использованию космического пространства в мирных целях на его 52-й сессии).
В целом резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам космоса, имеющие рекомендательный характер, тем не менее могут содействовать большему единообразию практики в сферах космической деятельности, не регламентируемых специальными договорными нормами. Более того, такие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН готовят почву для последующей разработки соглашений по космосу или содействуют постепенному признанию соответствующих правил поведения в качестве обязательных стандартов или международных обычаев.
Для развития международного сотрудничества в космосе огромную роль сыграли проведенные в Вене три Всемирные конференции ООН по исследованию и использованию космического пространства (ЮНИСПЕЙС I - 1968 г., ЮНИСПЕЙС II - 1982 г. и ЮНИСПЕЙС
III — 1999 г.), на которых обсуждались актуальные проблемы международного космического права и были приняты важные документы, предопределившие стратегическое развитие международного космического сотрудничества.
Широкое прикладное применение космической техники, включая ее коммерциализацию, подготовка и осуществление совместных космических проектов потребовали заключения специальных международных соглашений универсального, регионального и двустороннего характера в рамках не только ООН, но и других ММПО. Особую группу договорных источников составляют учредительные акты международных космических организаций, а также относящиеся к космической деятельности положения Устава МСЭ 1992 г.
В целях унификации коммерческих сделок применительно к космической технике в рамках УНИДРУА был разработан и принят Протокол по космическим средствам к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования от 9 марта 2012 г.
Значительный вклад в научное исследование и частную кодификацию международного космического права внесли Международный институт космического права (Париж), Ассоциация международного права (Лондон), а также ряд национальных центров космического права. Так, Ассоциацией международного права в 2012 г. были приняты Софийские руководящие указания в отношении типового закона о национальном космическом законодательстве.
Среди источников международный обычай играет важную роль в международном космическом праве. В процессе становления международного космического права ряд обычных норм предшествовал созданию соответствующих договорных норм. В данном случае имеется в виду процесс формирования принципов свободы исследования и использования космического пространства, а также запрета национального присвоения этого пространства. Основные соглашения по космосу подписаны или ратифицированы далеко не всеми государствами — членами ООН. Для не участвующих в соответствующих соглашениях государств многие из содержащихся в них норм могут быть обязательными в силу того, что они являются также нормами обычного права. Так, притязания ряда экваториальных государств на геостационарную орбиту на том основании, что они не являются участниками Договора по космосу, были отвергнуты делегатами юридического подкомитета Комитета ООН по космосу по той причине, что принцип запрещения национального присвоения космического пространства не только закреплен в Договоре по космосу, но и продолжает оставаться обычаем, обязательным для всех участников мирового сообщества.
В начале ХХ! в. в доктрине международного космического права стали говорить о важности национального космического права, оказывающего существенное влияние на международное космическое право. Хотя международно-правовой режим космической деятельности сформировался в рамках ООН, которая по-прежнему играет ключевую роль в определении его параметров и сферы действия, регулирование специфических вопросов, связанных с постепенной коммерциализацией и приватизацией отдельных направлений космической деятельности, осуществляется на национальном уровне. Сегодня принято большое количество национальных космических законов в различных государствах мира, Комитет ООН по космосу уделяет существенное внимание сбору этих законов и их анализу. Так, 11 декабря 2013 г. была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 68/74 «Рекомендации по национальному законодательству, имеющему отношение к исследованию и использованию космического пространства в мирных целях». На сайте Управления ООН по вопросам космического пространства содержится база данных по национальному космическому праву. В этом контексте важно указать и вышеупомянутые Софийские руководящие указания в отношении типового закона о национальном космическом законодательстве, принятые Ассоциацией международного права в 2012 г.
|