Основными субъектами международного космического права являются суверенные государства. ММПО также участвуют в космической деятельности, но объем их правосубъектности ограничен рамками их учредительных документов. Для того чтобы международные межправительственные организации пользовались правами и несли обязанности по конкретному космическому соглашению, они должны соответствовать следующим условиям: организация должна официально заявить о принятии ею прав и обязанностей по соответствующему соглашению; большинство государств — членов этой организации должно являться участниками соответствующего соглашения; большинство государств — членов соответствующей межправительственной организации должно быть участниками Договора по космосу; межправительственная организация должна осуществлять реальную космическую деятельность.
В международно-правовой литературе высказывается мнение о наличии за индивидом международной правосубъектности. В подтверждение делаются ссылки на ст. V Договора по космосу, в которой говорится, что «государства — участники Договора рассматривают космонавтов как посланцев человечества в космос». Такое мнение, скорее всего, обусловливается высокой оценкой выполняемой космонавтами миссии, что обязывает государства принимать все возможные меры по охране их жизни и здоровья.
Некоторые юристы рассматривают человечество в целом в качестве субъекта международного космического права. Такая точка зрения обосновывается возможностью контактов с внеземными цивилизациями, а также концепцией «общего наследия человечества», получившей отражение в Соглашении о Луне 1979 г. Спорность этой позиции в том, что неясно, с какими другими субъектами могут возникать правоотношения у человечества.
|