Принцип свободы исследования и использования пространства утвердился сначала как обычная норма общего международного права, получившая закрепление в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН (резолюции 1721 (XVI) от 20 декабря 1961 г. и 1962 (XVIII) от 13 декабря 1963 г.) и практике молчаливого согласия государств на запуски и полеты спутников. С вступлением в силу Договора по космосу этот принцип стал и общепризнанной нормой договорного международного права.
Свобода космоса для всех государств в настоящем и будущем может быть реализована только при строгом соблюдении определенных ограничений этой свободы, которые диктуются общими интересами человечества.
Другим принципом, регулирующим правовой режим космического пространства, является принцип запрещения присвоения космического пространства. Этот принцип нередко пытаются нарушить ввиду различного толкования. Так, в 1976 г. ряд экваториальных государств, включая Бразилию, Заир, Индонезию, Кению, Колумбию, Конго, Уганду и Эквадор, принял Боготскую декларацию, в которой выдвигались суверенные права на сегмент геостационарной орбиты над соответствующей их территорией.
После вступления в силу Договора по космосу в западной литературе появились высказывания о том, что в ст. II Договора говорится лишь о запрете национального присвоения космического пространства. Тем самым якобы остается открытым вопрос о праве на присвоение участков космического пространства и небесных тел отдельными лицами, частными компаниями и международными организациями. Подобная трактовка этой статьи противоречит смыслу Договора по космосу, который запрещает любые формы и способы присвоения не только государствами, но и международными и национальными организациями, а также частными лицами. Именно поэтому в Соглашении о Луне специально отмечается, что «поверхность или недра Луны, а также участки ее поверхности или недр или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого- либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица».
Принцип предотвращения потенциально вредных последствий космической деятельности для окружающей среды вытекает из ст. IX Договора по космосу, в которой установлено два тесно взаимосвязанных обязательства: 1) осуществлять деятельность в космическом пространстве «с должным учетом соответствующих интересов всех других государств»; 2) проводить изучение и исследование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, «таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества», и с этой целью в случае необходимости принимать «соответствующие меры».
Из первого обязательства, носящего более широкий характер, вытекает, что деятельность, причиняющая помехи или препятствующая исследованию и использованию космоса другим государством, международным космическим правом не допускается.
Второе обязательство непосредственно направлено на охрану земной и космической среды от вредных последствий космической деятельности. Понятие «загрязнение» в ст. IX Договора по космосу должно толковаться в широком смысле и включать как умышленные, так и непреднамеренные действия, влекущие за собой химическое, биологическое, радиоактивное и прочие виды загрязнения среды в количествах, представляющих опасность для поддержания ее естественного равновесия.
Интенсификация запусков космических объектов привела к росту космического мусора — отработавших космических объектов, ракет- носителей и их составных частей, осколков развалившихся спутников. Комитет ООН по космосу принял в 2007 г. Руководящие принципы по предупреждению образования космического мусора, одобренные Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией 62/217 от 22 декабря 2007 г.
На сегодняшний день космический мусор насчитывает осколков больше 10 см — 21 тыс., от 1 см до 10 см — 450 тыс. и сотни миллионов частиц от 1 мм до 1 см. И только 6% из них являются оперативно используемыми космическими объектами. Засоренность космоса осколками с каждым годом возрастает, что представляет серьезную угрозу безопасности полетам космических объектов. Поэтому некоторые государства уже принимают меры по предупреждению засорения космического пространства в соответствии с Руководящими принципами.
В сложившейся ситуации вполне оправданно стремление Комитета ООН по космосу к сокращению космического мусора. Обсуждаются меры по удалению и перемещению опасных для космического трафика осколков.
|