В 1961 г. Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции 1721 В (XVI) от 20 декабря 1961 г. обратилась к государствам с просьбой представлять Комитету по использованию космического пространства в мирных целях информацию через Генерального секретаря ООН для регистрации запусков объектов в космос. Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г. закрепила предшествующую практику международной регистрации, придав ей юридически обязательный характер. Конвенция установила минимальный объем информации о запуске объектов в космическое пространство, в том числе наименование запускающего государства, дату и территорию или место запуска, основные параметры орбиты и общее назна
чение этих объектов. Кроме того, в Конвенции устанавливается процедура опознания объектов, причинивших ущерб государству-участ- нику или его гражданам и юридическим лицам, или объектов, которые могут иметь опасный или вредоносный характер. Конвенция при определенных условиях допускает осуществление регистрации космических объектов ММПО.
Важно обратить внимание на то, что в отличие от обязательств безусловного возвращения космонавтов процедура возвращения космических объектов или их составных частей, обнаруженных за пределами территории государства, осуществившего запуск, обусловлена: а) просьбой властей, осуществивших запуск; б) представлением опознавательных данных, доказывающих принадлежность объекта; в) готовностью возместить расходы, понесенные государством при выполнении обязательств по обнаружению и возвращению космических объектов или их составных частей.
Некоторые спорные вопросы регистрации были обобщены и изложены в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 62/101 от 17 декабря 2007 г. «Рекомендации по совершенствованию практики регистрации космических объектов государствами и международными межправительственными организациями».
|