Среда, 27.11.2024, 18:53
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Международно-правовое регулирование прикладных видов космической деятельности

Космические технологии играют важную роль в области рационального использования природных ресурсов и мониторинга окружающей среды. Так, например, данные дистанционного зондирования Земли (далее по тексту главы — ДЗЗ) являются незаменимым источником информации для исследований, требующих проведения синоптических или периодических наблюдений. Эти исследования включают составление кадастров, съемку и мониторинг в таких областях, как сельское хозяйство, гидрография, геология, минералогия, анализ почвенно-растительного покрова и землепользования и мониторинг состояния окружающей среды. Дистанционное зондирование представляет собой быстро развивающуюся технологию и является одним из важных направлений применения космической техники и космических научных исследований.

Метеорологические спутники эксплуатируются почти беспрерывно с начала космической эры. Помимо прогнозирования погодных явлений данные наблюдений с метеорологических спутников могут использоваться самостоятельно или в совокупности с другой информацией при решении таких вопросов, как глобальное потепление, истощение озонового слоя и глобальное изменение климата. Эксплуатируются также научно-исследовательские спутники, которые позволяют получать информацию об атмосфере и океанах. В 2000 г. была принята Хартия о сотрудничестве в достижении скоординированного использования космических средств в случае стихийных бедствий или техногенных катастроф.

Более 16 лет обсуждался вопрос ДЗЗ в Комитете ООН по космосу, и в 1986 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства.

Сегодня существует масса двух- и многосторонних проектов ДЗЗ: соглашение по китайско-бразильскому спутнику для изучения ресурсов Земли (CBERS), соглашения между Францией и Италией о группировке малых спутников для наблюдения Средиземноморского бассейна (COSMO-SkyMed) и о спутнике наблюдения Pleiades, Соглашение о системах коммерческих спутников дистанционного зондирования RADARSAT между Канадой и США 2000 г., а также спутник Aquar- ius/SAC-D, запущенный в рамках сотрудничества между Аргентиной и США с участием Бразилии, Италии, Канады и Франции.

Создание спутников прямого вещания на индивидуальные телевизионные приемники обусловило необходимость правового регулирования деятельности по осуществлению непосредственного телевизионного вещания (далее по тексту главы — НТВ). В 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о Принципах использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания.

Наиболее важное положение этого документа состояло в том, что служба международного НТВ может быть создана только на основе соглашений или договоренностей между государством вещания и государством приема таких передач. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1982 г. не имела практического значения, поскольку государства исходят из принципа свободного распространения передач международного НТВ. Создание аппаратуры, способной с достаточной четкостью в различном диапазоне радиоволн обследовать из космоса поверхность Земли, привело к необходимости международно-правовой регламентации такой деятельности.

Международные организации спутниковой связи. Как указано в Договоре о космосе, космическое пространство открыто для исследования и использования всеми государствами без какой-либо дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом. В то же время космическое пространство не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами, и поэтому оно не может быть собственностью любого государства или частного субъекта. Такое же положение применяется к спутниковым орбитальным позициям: никто не может владеть орбитальными позициями, поскольку они являются общим ресурсом, который можно использовать при условии полного соблюдения международных правил и процедур.

МСЭ, отметивший в 2015 г. свое 150-летие, является с 1947 г. специализированным учреждением ООН, ответственным за международное регулирование и управление радиочастотным спектром и орбитальными ресурсами, которые необходимы не только для спутниковой связи, но и для всех запущенных космических объектов. Государства — члены МСЭ согласовали правовой режим, охватывающий эти вопросы, а с применимыми правилами можно ознакомиться в Уставе и Конвенции МСЭ, а также в Регламенте радиосвязи МСЭ. Статья 44 Устава МСЭ предусматривает, что государства-члены должны «учитывать, что радиочастоты и связанные с ними орбиты, включая орбиту геостационарных спутников, являются ограниченными естественными ресурсами, которые надлежит использовать рационально, эффективно и экономно в соответствии с положениями Регламента радиосвязи, чтобы обеспечить справедливый доступ к этим орбитам и этим частотам разным странам или группам стран с учетом особых потребностей развивающихся стран и географического положения некоторых стран».

Спутниковая связь регулируется также на национальном уровне, поскольку государства в конечном счете несут ответственность за космическую деятельность, осуществляемую их любыми публичными или частными субъектами. Такое национальное регулирование, контроль и надзор включают процедуры лицензирования и регулирования, относящиеся к предоставлению спутниковых услуг и применению согласованных на международном уровне технических стандартов.

Спутниковые системы связи открыли каналы обмена информацией, в результате чего расстояния между точками на противоположных сторонах Земли стали выглядеть короче, чем когда-либо прежде. С самого начала космической эры регулирование потока информации носит ярко выраженный политический характер как на национальном, так и на международном уровне. Передача, перехват и распространение спутниковых сигналов по-прежнему вызывают дискуссии между государствами, а нормативно-правовая база постоянно адаптируется к изменяющимся условиям в попытке найти равновесие между эффективностью и равенством, с одной стороны, и между свободой и ограничением — с другой.

В развитии электросвязи принимает участие широкий круг организаций. МСЭ как один из ключевых участников в этой сфере деятельности содействует сотрудничеству на всех уровнях для того, чтобы выполнять свою миссию наиболее эффективно. Членство в МСЭ можно разделить на две формы: полное членство и членство в рамках секторов. Полными членами МСЭ являются 193 государства — члена ООН. Членство в рамках секторов предусматривает возможность присоединиться как ко всем трем секторам (Сектору стандартизации электросвязи, Сектору радиосвязи и Сектору развития электросвязи), так и к какому-либо в отдельности. Так, на сегодняшний день насчитывается 558 членов секторов МСЭ (329 входят в Сектор развития электросвязи, 266 — в Сектор радиосвязи, 272 — в Сектор стандартизации электросвязи), среди которых региональные и другие международные организации, региональные телекоммуникационные организации, межправительственные организации в области эксплуатации спутниковых систем. Также в рамках секторов насчитывается 161 ассоциированный член и 92 академии (университета).

Таким образом, в настоящее время МСЭ объединяет в себе более чем 700 различных субъектов и акторов международного права из сферы промышленности, а также международные межправительственные и региональные организации, академические сообщества, образуя уникальную мировую платформу сотрудничества, основанную на доверительном участии и партнерстве заинтересованных сторон государственного и частного секторов.

Помимо этого важно отметить такие международные спутниковые организации, как Международная организация спутниковой связи (ИТСО) (курирует компанию ИНТЕЛСАТ), Международная организация подвижной спутниковой связи (ИМСО) (курирует компанию ИНМАРСАТ), ИНТЕРСПУТНИК, Европейская организация спутниковой связи (ЕВТЕЛСАТ-МПО) (курирует компанию ЕВТЕЛ- САТ-АО) и Арабская организация спутниковой связи (АРАБСАТ).

Глобальными навигационными спутниковыми системами (далее по тексту главы — ГНСС) являются спутниковые группировки, которые передают непрерывно оптимизируемые различные пространственно-временные данные в нескольких частотных диапазонах, прием которых возможен во всех точках Земли.

ГНСС могут использоваться и в гражданских, и в военных целях, причем субъекты воздушных сообщений и морского судоходства во все большей степени полагаются на ГНСС. В настоящее время услуги ГНСС предоставляются Глобальной системой определения местоположения (GPS) Соединенных Штатов, Глобальной навигационной спутниковой системой (ГЛОНАСС) Российской Федерации, системой «Галилео» ЕС и навигационной спутниковой системой «КОМ- ПАСС/БейДоу» Китая. Дополнительный региональный потенциал для обеспечения более широкого регионального покрытия был разработан Индией и Японией.

Различные аспекты международного права, и в частности космического права, имеют отношение к функционированию ГНСС, включая вопросы, связанные с обеспечением доступа к радиочастотам и любым орбитальным позициям и их использованием, регистрацией спутников, предоставлением права доступа к услугам ГНСС, помехами для сигналов ГНСС, финансированием ГНСС и ответственностью за халатное предоставление услуг ГНСС. Государства по-прежнему проводят встречи под эгидой Международного комитета по глобальным навигационным спутниковым системам (МКГ) для обсуждения и решения таких вопросов, как сочетаемость и совместимость услуг ГНСС, несоздание помех для других систем ГНСС и расширение использования услуг ГНСС для поддержки устойчивого развития, особенно в развивающихся странах.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (11.07.2017)
Просмотров: 168 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%