Одним из проявлений международного сотрудничества государств в области борьбы с преступностью являются оказание государствами правовой помощи по уголовным делам и экстрадиция (выдача) преступников. В широком понимании правовая помощь по уголовным делам представляет собой институт международного права, нормы которого регулируют выполнение отдельных процессуальных действий государства (включая задержание, арест и передачу подозреваемого лица) на основании запроса иностранного правоохранительного органа в соответствии с международным договором или принципом взаимности.
Юридическим основанием оказания правовой помощи и экстрадиции может быть либо международный договор, либо принцип взаимности.
Договорная регламентация правовой помощи по уголовным делам и выдачи преступников осуществляется на универсальном, региональном и локальном уровне. Универсальные конвенции по борьбе с отдельными видами международных и транснациональных преступлений, как правило, всегда содержат положения, регулирующие этот вопрос. Что касается региональных договоров, для России наиболее значимыми являются: Европейская конвенция о выдаче 1957 г.; Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г.; Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. Кроме того, наша страна имеет двусторонние соглашения о взаимной правовой помощи по уголовным делам и выдаче преступников со многими государствами мирового сообщества.
Большое значение для унификации законодательства государств в области взаимного оказания правовой помощи имеют Типовой договор о взаимной правовой помощи и Типовой договор о выдаче, которые были приняты Генеральной Ассамблеей ООН в качестве рекомендации в 1990 г. В случае, если в отношениях между государствами отсутствует договорно-правовая основа оказания правовой помощи, она может быть оказана в порядке взаимности.
Правовая помощь по уголовным делам включает в себя целый комплекс элементов, которые отдельно оговариваются при заключении договора. Это объем правовой помощи, порядок взаимодействия компетентных органов юстиции, перечень реквизитов поручения о правовой помощи, основания отказа в оказании правовой помощи.
В отечественной доктрине под выдачей (экстрадицией) понимается основанный на международных договорах и общепризнанных принципах международного права акт передачи обвиняемого или осужденного государством, на территории которого он находится, другому государству, чьи интересы затронуты или гражданином которого он является, для привлечения его к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора.
В международном праве различают три вида выдачи: а) выдача для уголовного преследования; б) выдача для исполнения приговора; в) выдача на время.
Экстрадиция осуществляется на основании официального акта, именуемого требованием о выдаче, который должен содержать перечень необходимых для передачи лица реквизитов. При наличии запросов нескольких иностранных государств о выдаче одного и того же лица решение о том, какой из запросов подлежит удовлетворению, принимает государство.
Сегодня общепризнанной является точка зрения, согласно которой выдача лица — это право государства, а не его обязанность. Соответственно в договорах содержится перечень оснований, при наличии которых выдача не производится. Различают два вида оснований отказа в выдаче: абсолютные (при наличии которых выдача не производится) и относительные (когда вопрос оставлен на усмотрение правоохранительных органов запрашиваемого государства). Так, выдача не допускается, если:
лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином запрашиваемого государства;
лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище;
в отношении указанного в запросе лица на территории запрашиваемого государства за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу;
уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию.
В числе абсолютных оснований называются также случаи, когда выдача не разрешается по законодательству запрашиваемой стороны. В соответствии с Европейской конвенцией о выдаче 1957 г. выдача не осуществляется за политические (ст. 3) и воинские преступления (ст. 4).
Как правило, в выдаче лица может быть отказано, если:
деяние, послужившее основанием для запроса о выдаче, не является по уголовному закону преступлением;
деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории запрашиваемого государства или против его интересов;
в запрашиваемом государстве за то же самое деяние осуществляется уголовное преследование указанного лица;
уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, возбуждается в порядке частного обвинения.
|