ООН является единственным учреждением, которое имеет универсальный мандат и международную опору, необходимые для предоставления странам эффективной помощи в области предупреждения и противодействия преступности. Статья 3 Устава ООН закрепляет необходимость сотрудничества государств в решении проблем социального и гуманитарного характера, в том числе по вопросам борьбы с международной преступностью. В эту работу активно включены все главные и вспомогательные органы организации, а также ряд специализированных учреждений ООН. Генеральная Ассамблея ООН на своих сессиях рассматривает вопросы предупреждения преступности, взаимосвязи преступности и социальных изменений, принимает международно-правовые конвенции, создает специальные комитеты и органы по борьбе с международной преступностью. Проблемы борьбы с преступностью обсуждаются и в главных комитетах Г енеральной Ассамблеи ООН — Комитете по социальным и гуманитарным вопросам (3 комитет) и Комитете по правовым вопросам (6 комитет). Совет Безопасности ООН рассматривает вопросы борьбы с преступностью в связи с жалобами государств о совершении конкретных преступлений и актов агрессии, на его заседаниях обсуждаются наиболее тяжкие из них. Начиная с начала 90-х годов ХХ в. Совет Безопасности ООН активно занимается проблемой международного терроризма. В структуре Совета создано несколько вспомогательных органов: Комитет 1267 (Комитет по санкциям), задачей которого является контроль за выполнением санкций против движений «Талибан» и «Аль-Каида»; Контртеррористический комитет в составе всех членов Совета Безопасности ООН; Комитет 1540, в функции которого входит отслеживание выполнения государствами резолюции 1540 (2004), призывающей предотвратить доступ к оружию массового уничтожения негосударственными лицами (включая террористические группировки).
Кроме того, на основе резолюций Совета Безопасности ООН функционирует ряд международных уголовных трибуналов, созданных для преследования лиц, виновных в совершении тяжких международных преступлений.
Основная работа по координации сотрудничества государств по борьбе с преступностью возложена на ЭКОСОС. В его системе действует ряд специальных функциональных органов, одним из которых является Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Комиссия в составе 40 государств-членов координирует действия по предупреждению преступности. В ее функции входят: подготовка конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями; подготовка и представление на утверждение компетентных органов ООН программ международного сотрудничества в области предупреждения преступности; разработка и представление докладов, заключений и рекомендаций Генеральному секретарю ООН и другим органам; содействие обмену опытом, накопленным государствами — членами ООН в области борьбы с преступностью.
Международная организация уголовной полиции (Интерпол) была создана в 1923 г. как Международная комиссия уголовной полиции с центром в Вене. В 1938 г. она практически прекратила свое существование из-за оккупации Австрии фашистской Германией, и в современном виде Интерпол воссоздан в 1946 г. Устав организации вступил в силу в 1956 г., а с 1982 г. Интерпол получил статус ММПО.
Основные цели организации — обеспечивать и развивать широкое взаимное сотрудничество всех органов уголовной полиции государств- участников; создавать и развивать учреждения, которые могут успешно способствовать предупреждению и борьбе с общей уголовной преступностью (ст. 2 Устава). Приоритетное значение при этом придается противодействию организованной преступности и терроризму, пресечению торговли людьми, фальшивомонетничества, преступлений в сфере экономики, контрабанды наркотиков, оружия, транспортных средств и драгоценных металлов.
Устав организации запрещает любое вмешательство в деятельность политического, военного, религиозного или расового характера (ст. 3).
Основными направлениями деятельности Интерпола являются:
— уголовная регистрация (организуется Генеральным секретариатом по специальной методике в целях идентификации как преступников, так и преступлений);
международный розыск преступников;
международный розыск лиц, пропавших без вести;
международный розыск похищенных ценностей;
сбор информации по вопросам борьбы с преступностью, ее обобщение, обработка и распространение с помощью технических средств и публикаций в печати.
Структура организации включает в себя Генеральную Ассамблею, Исполнительный комитет, Генеральный секретариат и Национальные центральные бюро (далее по тексту главы — НЦБ). Кроме того, в соответствии с Уставом организация может привлекать советников-кон- сультантов при подготовке вопросов, требующих специальных знаний в той или иной области.
Каждая страна, вступившая в Интерпол, должна создать в системе своих правоохранительных органов НЦБ для связи со штаб-квартирой организации. НЦБ и Генеральный секретариат образуют в единстве механизм сотрудничества государств в борьбе с преступностью. НЦБ являются постоянно действующим пунктом контакта между странами — членами организации для координации и связи, они получают и передают все виды международных требований о тех или иных полицейских расследованиях.
Советский Союз обрел членство в Интерполе в 1990 г., сегодня в порядке правопреемства членом организации выступает Российская Федерация. В системе центрального аппарата МВД России создано особое подразделение криминальной милиции — Национальное центральное бюро, главными задачами которого являются: обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях; оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств; наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участницей которых является Российская Федерация. Деятельность НЦБ Интерпола в России регулируется Положением о Национальном центральном бюро Интерпола, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г. № 1190.
|