Вторая половина ХХ в. в международном уголовном праве во многом связана с постепенным становлением системы органов международной уголовной юстиции.
По окончании Второй мировой войны 8 августа 1945 г. в Лондоне было подписано Соглашение между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции «О судебном преследовании и наказании главных военных преступников европейских стран оси», на основании которого был учрежден Международный военный трибунал для суда над главными военными преступниками европейских стран. Основное значение Устава и Приговора Нюрнбергского трибунала для развития международного уголовного права заключается в том, что в них впервые были определены составы международных преступлений; закреплены основные принципы международного уголовного судебного процесса, а также впервые за всю историю человечества преступники, совершившие преступления против мира, законов и обычаев войны, против человечества, были осуждены.
19 января 1946 г. был опубликован Устав Международного военного трибунала в Токио для суда над главными японскими военными преступниками.
Отсутствие международного уголовного судебного органа с постоянной юрисдикцией подтолкнуло ООН в конце ХХ в. к учреждению Трибуналов ad hoc для обеспечения судебного преследования лиц, виновных в совершении международных преступлений на территории бывшей Югославии и виновных в совершении геноцида и преступлений против человечности на территории африканского государства Руанда.
В 1993 г. Совет Безопасности ООН утвердил Устав Международного трибунала, созданного с целью судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии в период с 1 января 1991 г. Юрисдикция Международного трибунала распространяется на следующие нарушения международного правопорядка, влекущие за собой индивидуальную уголовную ответственность и закрепленные в нем: серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г., нарушения законов и обычаев войны, геноцид, преступления против человечности. Кроме того, Устав определяет порядок организации Трибунала, процедуру его деятельности, статус, привилегии и иммунитеты. Местопребыванием Международного трибунала является Гаага. Председатель Трибунала в соответствии с Уставом уполномочен представлять ежегодные доклады о его функционировании Совету Безопасности ООН и Генеральной Ассамблее ООН.
8 ноября 1994 г. аналогичный Международный трибунал был учрежден Советом Безопасности ООН по Руанде для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории этой страны, а также граждан Руанды, ответственных за совершение таких действий в соседних государствах в период с 1 января по 31 декабря 1994 г.
17 июля 1998 г. на Дипломатической конференции полномочных представителей в Риме под эгидой ООН был принят Римский статут с постоянной юрисдикцией. В основе документа лежат три принципа. Первый — принцип дополнительности (комплиментарности) устанавливает, что юрисдикция суда вводится только в том случае, когда национальные правовые системы не могут или не желают осуществлять юрисдикцию. Второй принцип заключается в том, что Статут предназначен для работы только с наиболее серьезными преступлениями, касающимися всего международного сообщества в целом. Третий принцип заключается в том, что Статут должен оставаться, насколько это возможно, в области общего международного права.
Предметную юрисдикцию Суда образуют четыре состава международных преступлений: геноцид; военные преступления; преступления против человечности; агрессия. Лица, обвиняемые в совершении этих преступлений, могут быть привлечены к ответственности, если являются гражданами государства — участника Статута или если преступление было совершено ими на территории государства — участника Статута. Однако это условие не применяется, если ситуация передана суду Советом Безопасности ООН.
При вынесении решений Суд применяет: Статут, Элементы преступлений, Правила процедуры и доказывания; применимые договоры, а также принципы и нормы международного права (имеются в виду специальные принципы); общие принципы права, выводимые судом из национальных правовых систем мира, включая там, где это уместно, внутренние законы государств, которые при обычных обстоятельствах осуществляли бы юрисдикцию в отношении данного дела. В дополнение к этой иерархии суд может заимствовать из своей правовой практики решения по предыдущим делам.
В состав Суда входят: Президиум, Апелляционное отделение, Судебное отделение, Отделение предварительного производства, Канцелярия Прокурора и Секретариат. Судьи избираются государствами — участниками Статута в количестве 18 человек сроком на девять лет. Они не могут быть переизбраны на новый срок. По аналогии с Международным судом ООН состав Суда должен обеспечить представительство основных правовых систем мира, справедливое географическое представительство и справедливое представительство мужчин и женщин. Судьи независимы при выполнении своих функций и не должны посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера.
Председатель и два вице-председателя избираются судьями сроком на три года и образуют Президиум Суда, который осуществляет управление делами. Апелляционное отделение состоит из председателя и четырех других судей. Судебное отделение и Отделение предварительного производства состоят из шести судей каждое. Канцелярия Прокурора несет ответственность за осуществление уголовного преследования. Она действует независимо как отдельный орган Суда и возглавляется Прокурором. Сам Прокурор и его заместители избираются не Судом, а государствами — участниками Статута сроком на девять лет.
Наказание в виде лишения свободы отбывается в государстве, определенном Судом из списка государств, выразивших готовность принимать осужденных. При выборе Суд учитывает: справедливое распределение бремени между государствами; соблюдение государством принятых международных стандартов обращения с заключенными; желание и гражданство осужденного. Местопребывание Суда — город Гаага. Римский статут вступил в силу 1 июля 2002 г.
|