Наемные войска используются в вооруженных конфликтах с глубокой древности. Особую остроту в современный период использование наемников приобрело в 60-e годы XX века, когда их отряды («дикие гуси») участвовали в свержении правительств ряда государств Африки и Латинской Америки (вспомним хотя бы свержение правительства Пат- риса Лумумбы и его убийство в Конго в 1961 г.). Именно к этому периоду восходит инициатива о признании наемничества международным преступлением или преступлением международного характера.
В ст. 41 I Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г. говорится, что наемник не имеет прав комбатанта, а является военным преступником и подлежит наказанию. На наемников не распространяется и статус военнопленного. В этом документе также определены признаки наемника:
- лицо не является гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте, либо не проживает постоянно на территории данного государства;
- лицо не направлено для выполнения официальных обязанностей; не являются наемниками и добровольцы при включении их в личный состав вооруженных сил страны-участницы конфликта;
- лицо действует в целях материального вознаграждения.
Аналогичным образом определяется понятие наемника в Примечании к ст. 359 УК РФ.
Участие наемника в вооруженном конфликте означает его непосредственные действия в вооруженном столкновении на одной из сторон конфликта с использованием оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ. Совершение им других преступлений требует дополнительной квалификации.
Ставится вопрос о разработке и принятии специальной конвенции о борьбе с наемничеством. Однако его решению препятствует широкое использование наемников во многих современных международных и немеждународных конфликтах. Особое место здесь занимают частные военные компании (ЧВК), приобретающие транснациональный характер. Не просто отделить наемников и от многочисленных «добровольцев» (Ирак, Сирия, Ливия, Афганистан, Сомали и другие страны).
Статья 259 «Наемничество» находится в УК РФ в Главе 34 о преступлениях против мира и безопасности человечества. Она предусматривает ответственность за «вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях». Субъектами данного преступления могут быть как сами наемники, так и иные лица.
Квалифицирующими признаками являются совершения таких деяний с использованием служебного положения, а также в отношении несовершеннолетнего.
Наконец, наказуемо само участие наемника в вооруженном конфликте или в военных действиях.
|