В данном контексте термин «терроризм» означает не столько конкретное общественно-опасное деяние, сколько отрицательное социальное явление, деятельность. Такого подхода придерживается российский законодатель в Федеральном законе от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Согласно ст. 3 названного Закона, терроризм - это «идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий».
Для признания деяния актом международного терроризма достаточно, чтобы оно нарушило интересы основ общественной безопасности в двух или более государствах либо имело целью повлиять на взаимоотношения двух или более государств.
В соответствии с Декларацией о мерах по ликвидации международного терроризма (Резолюция ГА ООН от 9 декабря 1994 г.) акты, методы и практика терроризма представляют собой грубое пренебрежение целями и принципами ООН, что может угрожать международному миру и безопасности, ставить под угрозу дружественные отношения между государствами, препятствовать международному сотрудничеству, вести к подрыву прав человека, основных свобод и демократических основ общества. Они не могут быть оправданы никакими политическими, идеологическими, расовыми, философскими, этническими и религиозными целями и мотивами.
Первая попытка дать определение «международного терроризма» была предпринята еще в 1937 г. в Женевской конвенции о предупреждении терроризма и наказании за него. Он определялся как преступные действия, которые направлены против какого-либо государства, цель и характер которых состоят в том, чтобы «сеять страх среди отдельных лиц, группой лиц и населения». Но данная Конвенция так и не вступила в силу.
Сам подход к терроризму и к террористам в настоящее время весьма политизирован. Многие авторы и ныне относят проявления террористической деятельности к политическим преступлениям, акцентируя их отличия от обычной уголовной преступности. Террористы, признаваемые таковыми одним государством, для других государств, политических или религиозных организаций - это «мученики», «борцы за свободу» и т.д. Вспомним, как по-разному Израилем и Палестиной оценивалось нападение палестинской группы «Черный сентябрь» на олимпийскую сборную Израиля в Мюнхене в 1972 году. Поэтому всеобъемлющей международной (общемировой) конвенции о борьбе с терроризмом пока не принято. В отсутствие общепризнанного определения терроризма оговорка о политических преступлениях, содержащаяся в ряде международных актов, позволяет некоторым государствам квалифицировать отдельные террористические акты как политические преступления и уклоняться от выполнения международных обязательств по их предотвращению, пресечению и наказанию. Возникает и проблема выдачи террористов тем государствам, где совершено преступление.
В то же время существует целый ряд международных актов регионального характера, а также посвященных борьбе с отдельными аспектами терроризма. Это Европейская конвенция по пресечению терроризма (1977 г.); Международная конвенция по борьбе с бомбовым терроризмом (1997 г.); Конвенция ООН 1991 г. «О маркировке пластических взрывчатых веществ»; Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (2005 г.); Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (1979 г.); Конвенция о физической защите ядерного материала (1980 г.); Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999 г.); Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001 г.); Гаагская конвенция по борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.) и другие.
Согласно ст. 1 Европейской конвенции 1977 г., ни одно из предусмотренных ею деяний террористического характера не должно квалифицироваться в качестве политического преступления или преступления, связанного с политическим преступлением, или преступления, совершаемого по политическим мотивам:
a) преступление, попадающее под действие положений Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, подписанной в Гааге 16 декабря 1970 г.;
b) преступление, попадающее под действие положений Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, подписанной в Монреале 23 сентября 1971 г.;
c) серьезное преступление, связанное с покушением на жизнь, физическую неприкосновенность или свободу, лиц пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов;
d) преступление связанное с похищением, захватом заложников или серьезным незаконным насильственным удержанием людей;
e) преступление, связанное с применением бомб, гранат, ракет, автоматического стрелкового оружия или взрывных устройств, вложенных в письма или посылки, если подобное применение создает опасность для людей;
f) покушение на совершение одного из вышеуказанных преступлений или участие в качестве сообщника лица, которое совершает подобное преступление или покушается на его совершение.
Состоявшийся в 1990 г. в Гаване Восьмой Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями принял специальную Резолюцию «Меры по борьбе с терроризмом», которая носит рекомендательный характер. В Резолюции выделяются такие направления предупреждения терроризма и обеспечения наказания за терроризм, как:
- обеспечение максимального единообразия законодательства в сфере борьбы с терроризмом;
- необходимость заключения договоров о выдаче террористов;
- неприемлемость оправдания либо поддержки терроризма, в том числе со стороны государства и его официальных структур;
- особое внимание к объектам с высокой степенью уязвимости и отрицательных последствий (ядерные и гидроэлектростанции, плотины и т.д.);
- контроль над оружием и взрывчатыми веществами с особыми мерами в отношении ядерного материала;
- защита работников уголовной юстиции, жертв и свидетелей;
- работа со средствами массовой информации в целях недопущения оправдания терроризма и раскрытия тактической информации в период контртеррористических операций;
- обеспечение единства юрисдикции, в том числе в сфере международных судов.
Правовую основу борьбы с терроризмом в России образует Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Статья 4 названного Закона («Международное сотрудничество Российской Федерации в области борьбы с терроризмом») устанавливает, что «Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области противодействия терроризму с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями». Руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, Российская Федерация преследуют на своей территории лиц, обвиняемых (подозреваемых) в причастности к терроризму, в соответствии с законодательством.
В действующем Уголовном кодексе РФ ответственности за терроризм и связанные с ним деяния посвящены шесть статей. Это ст. 205 «Террористический акт»; ст. 205-1 «Содействие террористической деятельности»; ст. 205-2 «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма»; ст. 205-3 «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности»; ст. 205-4 «Организация террористического сообщества и участие в нем» и 205-5 «Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации».
|