Среда, 27.11.2024, 15:27
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Угон самолетов

Этот вид преступления тесно связан с терроризмом, о чем свидетельствует, к примеру, атака террористов на здание Всемирного торгового центра в Нью-Йорке в сентябре 2001 г. Однако мотивы угонщиков могут быть более разнообразны:

- как приготовление к террористическому акту;

- как террористический акт;

- как форма протеста;

- как средство получения выкупа;

- с целью уничтожения самолета;

- с целью избежать преследования властей или других преступников;

- как приготовление к другим преступлениям (например, к перевозке наркотиков);

- с целью спровоцировать международные осложнения.

Независимо от его мотивов, угон самолетов и иных летательных аппаратов, в особенности - с пассажирами, обретает повышенную и даже международную общественную опасность в силу возможных отрицательных последствий и способности летательных аппаратов относительно беспрепятственно пересекать границы государств. К этому, как правило, и стремятся преступники, стремясь избежать ответственности. Поэтому и встал вопрос о выделении угона самолетов в качестве преступления международного характера.

Активность его конвенциального закрепления росла по мере технического прогресса и роста числа захватов самолетов, в особенности - с начала 60-х годов.

В 1963 г. в Токио была заключена Конвенция «О преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов». В этом документе лишь одна статья (ст. 11) касалась незаконного захвата воздушного судна, причем носила декларативный характер.

Основным документом, устанавливающим наказуемость этого деяния как конвенционного преступления, является Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г. В Преамбуле Конвенции подчеркивается, что акты незаконного захвата воздушных судов угрожают безопасности лиц и имущества, «серьезно нарушают воздушное сообщение и подрывают веру народов мира в безопасность гражданской авиации».

Согласно ст. 1 Гаагской конвенции, захват воздушного судна - это незаконное насильственное установление контроля над воздушным судном в полете. Преступником является тот, кто «незаконно путем насилия или угрозы или любой другой формы запугивания захватывает это воздушное судно и осуществляет над ним контроль либо пытается совершить такие действия».

Под действие Конвенции подпадают ситуации, если место взлета или место фактической посадки воздушного судна, где совершено преступление, находится за пределами территории регистрации этого летательного аппарата независимо от того, совершался им международный полет или внутренний рейс.

Время совершения преступления - нахождение воздушного судна в полете (с момента закрытия всех его внешних дверей до момента открытия на земле любой из таких дверей). Если совершена вынужденная посадка, состояние полета считается продолжающимся, пока компетентные власти не примут на себя ответственность за воздушное судно, за лиц и имущество, находящиеся на борту.

Каждое государство-участник Конвенции обязано принять все меры для уголовного преследования виновного (виновных) в случаях:

- когда преступление совершено на борту судна, зарегистрированного в данном государстве;

- когда воздушное судно, на борту которого совершено преступление, совершает посадку на территории данного государства с преступником на борту;

- когда воздушное судно сдано в аренду (в т.ч. в лизинг), а постоянное местопребывание либо основное место деятельности арендатора находится в этом государстве.

К угону воздушных судов тесно примыкают иные конвенционные преступления против безопасности гражданской авиации. Они предусмотрены Монреальской конвенцией о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 23 сентября 1971 г. К ним относятся:

- совершение любого акта насилия в отношении лица на борту воздушного судна в полете, если это может угрожать безопасности воздушного судна;

 

- разрушение или повреждение воздушного судна, находящегося в эксплуатации и угрожающее его безопасности;

- помещение на борт воздушного судна взрывчатых или отравляющих устройств или веществ;

- разрушение или повреждение аэронавигационного оборудования, угрожающее безопасности полета;

- сообщение заведомо ложных сведений, создающих угрозу безопасности воздушного судна в полете.

Положения Монреальской конвенции не применяются к военным, таможенным и полицейским воздушным судам.

В 1988 г. Монреальская конвенция была дополнена Протоколом о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию. В соответствии с Протоколом признаются преступными:

- акт насилия с использованием любого вещества или оружия в отношении лица в аэропорту, который причиняет или может причинить серьезный вред здоровью или смерть;

- разрушение или серьезное повреждение оборудования и сооружения аэропорта либо расположенных в нем воздушных судов, находящихся в эксплуатации, или нарушение работы служб аэропорта, если это угрожает или может угрожать безопасности в этом аэропорту.

Российская Федерация, как правопреемник Союза СССР в отношении приведенных выше ратифицированных им конвенций, предусмотрела в Уголовном кодексе отдельный состав преступления (ст. 211) - «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава». Основной состав деяния, предусмотренного ч. 1 данной статьи, - это «угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава с целью угона». Квалифицированный и особо квалифицированный составы угона определены в ч. 2 и ч. 3 ст. 211 УК.

Подобное законодательное решение представляется крайне неудачным. Прежде всего потому, что в ст. 211 смешиваются качественно разные виды угона, несопоставимые по объективной стороне и несоизмеримые по степени их общественной опасности (к примеру, угон пассажирского воздушного лайнера и пассажирского катера). Ведь именно поэтому ни угон судна водного транспорта, ни железнодорожного подвижного состава, в отличие от угона воздушного судна, не являются конвенционными преступлениями (преступлениями международного характера).

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (12.07.2017)
Просмотров: 165 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%