Пиратство (морской разбой) - одно из древнейших преступлений. Но и поныне оно процветает в районе Африканского Рога (Сомали) - полуострова на востоке Африканского континента, а также в ЮгоВосточной Азии. Пиратство дезорганизует торговлю и иные социальноэкономические связи между государствами, угрожает безопасности морского судоходства. Совершение пиратства в открытом море требует международного сотрудничества в борьбе с этим преступлением.
Узаконенное пиратство (каперство) в истории нередко применялось воюющими сторонами и для подрыва экономической мощи противника (например, в войне Англии и Испании за влияние на американском континенте). Знаменитый английский пират Френсис Дрейк значительную часть своей преступной карьеры действовал именно в качестве капера, дослужившись до высших знаков отличия Британской империи. Каперство было отменено только в 1856 г. Парижской декларацией о принципах морского международного права.
На международном уровне борьба с пиратством ныне регулируется Женевской конвенцией об открытом море (1958 г.); Конвенцией ООН по морскому праву (1982 г.); Римской конвенцией о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988 г.) и протоколами к ней.
Женевская конвенция 1958 г. определяет пиратство как «любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями или пассажирами частновладельческих судна или аппарата и направленный: а) в открытом море - против другого судна или летательного аппарата, а также против лиц и имущества, находящихся на их борту; б) против какого-либо судна или летательного аппарата и имущества на их борту вне юрисдикции какого-либо государства».
Анализ международных актов позволяет выделить признаки пиратства, отличающие его от иных видов насильственных посягательств:
- пиратство может совершаться только в открытом море или над открытым морем. Нападение в пределах юрисдикции государства квалифицируется по уголовным законам этого государства как иное преступление (разбой, бандитизм и т.д.);
- пиратство совершается против другого судна, морского или воздушного, против имущества и лиц, находящихся на борту;
- пиратским может быть только частновладельческое судно, причем не только в момент нападения, но и в период его подготовки или после совершения этих действий, если оно остаются под контролем лиц, виновных в этих действиях;
- пиратство осуществляется путем насилия или его угрозы;
- пиратство может совершаться только с корыстными мотивами и целями.
Конвенция по морскому праву разрешает захват экипажа и имущества пиратского судна любыми военными правительственными водными судами и летательными аппаратами. Если такое задержание или арест проведены неосновательно, должен быть возмещен ущерб.
В Уголовном кодексе РФ есть статья о пиратстве (ст. 227). Оно определяется как «нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения (ч. 1)». Часть 2 и ч. 3 данной статьи предусматривают квалифицированный и особо квалифицированный составы пиратства.
Диспозиция ч. 1 ст. 227 УК РФ все же отличается от признаков пиратства, указанных в упомянутых конвенциях. Во-первых, среди объектов нападения в ней не указано воздушное судно (которое лишь теоретически может подвергаться нападению вне юрисдикции государства, например - в Антарктиде). Во-вторых, и это главное, Уголовный кодекс говорит о «морских или речных судах». Однако, как известно, в отличие от открытого моря, в реках нет нейтральных вод, свободных от юрисдикции того или иного государства. Существующие суда типа «река - море» в открытом море действуют как морские суда.
Нападение на стационарную морскую платформу как преступление международного характера было закреплено в принятом в 1988 г. Протоколе о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе.
Нападение на стационарную платформу с корыстными целями фактически приравнено к пиратству. Кроме того, должны быть наказуемы:
- захват платформы или контроль над ней путем силы, угрозы силой или любой другой формы запугивания;
- совершение насилия против лица на стационарной платформе, создающее угрозу безопасности;
- помещение на платформу устройства или вещества, которое может разрушить, повредить платформу или создать угрозу ее безопасности;
- нанесение ранения какому-либо лицу или ранение этого лица в связи с попыткой совершения какого-либо из указанных преступлений;
- принуждение физического или юридического лица к совершению указанных выше действий.
Столкновение судов в открытом море само по себе не является преступлением международного характера, однако вопросы уголовной юрисдикции при наличии признаков преступления регламентированы Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Она устанавливает, что уголовная юрисдикция прибрежного государства не распространяется на иностранное судно, проходящее через территориальное море, в связи с преступлением, совершенным на борту этого судна, кроме случаев, когда:
- последствия преступления затрагивают прибрежное государство;
- преступление нарушает «спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море»;
- капитан, дипломатический или консульский агент государства флага обратился за помощью;
- это необходимо для пресечения незаконной торговли наркотическими или психотропными веществами.
Конвенция ООН 1982 г. предусматривает, что в случае столкновения или иного навигационного инцидента с судном в открытом море, влекущего уголовную или дисциплинарную ответственность капитана, его уголовное или служебное преследование может осуществляться только государством флага или государством, гражданином которого он является.
Неоказание помощи на море. Ответственность за неоказание помощи в открытом море определяется в Брюссельской конвенции 1910 г. «Об оказании помощи на море» (признана действующей в СССР 1926 г.); Женевской конвенцией 1958 г. «Об открытом море», Конвенцией 1974 г. «Об охране человеческой жизни на море», Международной конвенцией «О спасании» 1989 г.
Согласно этим международным актам, каждое государство должно вменить в обязанность капитана любого судна, плавающего под его флагом, поскольку капитан может это сделать, не подвергая серьезной опасности судно, экипаж или пассажиров:
- оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель;
- следовать на помощь терпящим бедствие, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, и на эту помощь можно разумно рассчитывать;
- после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажу и пассажирам, сообщая им наименования своего судна, порт его регистрации и ближайший порт захода.
Уголовное преследование капитана за невыполнение этих обязанностей осуществляется и может быть возбуждено только государством флага или государством, гражданином которого он является. Другие государства не могут проводить ни его ареста, ни задержания даже в качестве временной меры.
Уголовный кодекс РФ (ст. 270) предусматривает ответственность капитана судна за неоказание помощи людям, терпящим бедствие на море или на водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.
Разрыв или повреждение подводного кабеля как преступление международного характера был предусмотрен Парижской конвенцией об охране подводных телеграфных кабелей в 1884 г. Значимость этого средства общения между континентами в тот период была весьма велика.
Конвенция охраняет кабель, находящийся в открытом море. Разрыв или повреждение кабеля должны быть наказуемы независимо от того, совершены они умышленно либо неосторожно, и независимо от возмещения ущерба.
Конвенция действует только в мирное время. В 1982 г. Конвенция ООН по морскому праву расширила предмет преступления, включив в него, помимо телеграфного, телефонный, высоковольтный кабели, а также трубопроводы. По смыслу Конвенции, она охватывает и оптоволоконные кабели как разновидность телефонных.
В российском УК специальная ответственность за данное преступление не предусмотрена. Возможно привлечение виновных по ст. 167 «Умышленное уничтожение или повреждение имущества»; ст. 168 «Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности», а при соответствующих обстоятельствах - по ст. 205 «Террористический акт» или 261 «Диверсия».
|