Легализация преступных доходов («отмывание» денег) приобрело широкое распространение в Америке 20-х годов, когда мафиозные структуры вкладывали в легальный бизнес огромные доходы, полученные от контрабандной торговли спиртным в условиях действия «сухого закона»[1].
Данное преступление тесно связано с терроризмом, с незаконным оборотом наркотиков, организацией незаконной миграции, контрабандной, незаконной торговлей оружием и иными проявлениями транснациональной организованной преступности. Поэтому положения о борьбе с этим преступлением как «сопутствующим» содержится в таких международных документах, как Конвенция ООН 1988 г. «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ»; Конвенция ООН против коррупции (2003 г.); Международная Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999 г.); Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.) и других.
Специальным международным актом является Страсбургская конвенция Совета Европы 1990 г. «Об «отмывании», выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности».
К основным целям «отмывания» преступных доходов относятся:
- сокрытие источников и следов происхождения доходов;
- создание видимости законности доходов;
- сокрытие лиц, извлекающих доходы и способствующих их легализации;
- уклонение от уплаты налогов;
- обеспечение доступа к денежным средствам;
- создание условий для легального и безопасного инвестирования доходов в законный бизнес.
В соответствии с названной Конвенцией государства-участники должны признавать преступными следующие деяния, когда они совершаются умышленно:
- конверсию или передачу имущества, если известно, что это имущество является доходом, полученным преступным путем, с целью скрыть незаконное происхождение такого имущества или помочь любому лицу, замешанному в совершении основного преступления, избежать правовых последствий своих деяний;
- установление или сокрытие действительной природы, происхождения, местонахождения, размещения, движения имущества или прав на него, если известно, что это имущество представляет собой доход, полученный преступным путем;
- приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что оно добыто преступным путем;
- участие или соучастие в любом из преступлений, указанных выше, или в покушении на его совершение, а также помощь, подстрекательство или консультирование в связи с его совершением.
Субъективными признаками «отмывания» преступных доходов являются:
- осознание виновным преступного происхождения имущества;
- цель получения выгоды;
- цель способствования продолжению преступной деятельности.
Расположенная в Вашингтоне Международная организация по борьбе с легализацией преступных доходов (FATF) разрабатывает рекомендации по предупреждению данных преступлений и критерии транспарентности (прозрачности) финансовой деятельности.
В связи с ратификацией Российской Федерацией Страсбургской конвенции 1990 г. в УК РФ был внесен ряд дополнений. Ответственность за соответствующие деяния ныне предусмотрена статьями УК РФ. Это ст. 174 («Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем») и ст. 174-1 («Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления»). Как видно из названий упомянутых статей, принципиальная разница между ними - в субъекте преступления.
[1] Интересно, что сам термин «отмывание денег» в истории изначально имел буквальное толкование. Доллары США в конце XIX в. печатались не на бумаге, а на шелковой ткани. От интенсивного обращения купюры загрязнялись, и банки заключали договоры с прачечными при гостиницах об отмывании таких банкнот.
|