В соответствии с ч. 1 ст. 29 УИК РФ за нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Предупредить осужденного в связи с нарушением порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция имеет возможность двумя способами. Во-первых, в ходе беседы (в случае нарушения, выразившегося в недобросовестном отношении к труду, уклонении от работы на определенном для него объекте, либо если он не сообщил об изменении места жительства, а также не явился в инспекцию по вызову без уважительных причин) и, во-вторых, на бланке установленного образца под роспись. Учитывая требования ч. 1 ст. 30 УИК РФ, такое предупреждение может быть вынесено только в двух случаях:
а) не выхода осужденного на обязательные работы без уважительных причин;
б) нарушения осужденным трудовой дисциплины.
При этом предупреждение осужденного об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в какой бы то ни было форме не является наказанием осужденного за допущенное нарушение. Такое предупреждение является мерой специального индивидуального предупреждения рецидива с его стороны. Более того, при направлении в суд представления на замену обязательных работ другим видом наказания наличие такое предупреждения у осужденного не может рассматриваться как его двойная ответственность за одно нарушение. Иное связывание злостности и предупреждения в этом аспекте является прямым противоречием положениям ст.ст. 29, 30 УИК РФ.
Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ в соответствии с ч. 1 ст. 30 УИК РФ признается осужденный:
а) более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;
б) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;
в) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.
На основании ч. 2 ст. 29 УИК РФ в отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет согласно п. 5 ч. 1 ст. 399 УПК РФ в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 3 ст. 49 УК РФ. Форма такого представления определена Инструкцией по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142. К указанному представлению прилагаются заверенные уголовно-исполнительной инспекцией копия приговора суда и копии материалов, подтверждающих злостное уклонение осужденного от отбывания обязательных работ.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 396, п. 2 ст. 397 УПК РФ представление о замене обязательных работ другим видом наказания направляется в суд, постановивший приговор, а если приговор приводится в исполнение в месте, на которое не распространяется юрисдикция суда, постановившего приговор, то в суд того же уровня, а при его отсутствии в месте исполнения приговора - вышестоящий суд.
Необходимо отметить, что в состав уголовно-исполнительной инспекции могут входить филиалы, которые могут исполнять приговоры суда и размещаться в ином месте, чем уголовно-исполнительная инспекция. В этом случае представление о замене обязательных работ другим видом наказания таким филиалом направляется в суд по месту нахождения филиала. Необходимо отметить, что указанные филиалы функционируют на основе соответствующих положений, а их начальники (сотрудники) действуют в соответствии с доверенностью, выданной начальником уголовно-исполнительной инспекции.
Согласно ч. 2 ст. 399 УПК РФ, уголовно-исполнительная инспекция (филиал) должна быть извещена о дате, времени и месте судебного заседания не позднее 14 суток до дня судебного заседания. В эти же сроки извещается осужденный. Ходатайство осужденного об участии в судебном заседании может быть им заявлено в течение 10 суток со дня получения извещения о дате, времени и месте судебного заседания. При наличии такого ходатайства суд обязан обеспечить его непосредственное участие в судебном заседании.
Если при отсутствии в судебном заседании осужденного (а имеется письменное подтверждение получения им извещения о дате, времени и месте судебного заседания) истек срок (10 суток со дня получения указанного извещения) подачи ходатайства осужденного об участии в судебном заседании и оно не подано, то судебное заседание может проводиться без осужденного. В этом случае участие в судебном заседании адвоката и прокурора обязательно.
В случае, когда в судебном заседании участвует осужденный, он вправе знакомиться с представленными в суд материалами, участвовать в их рассмотрении, заявлять ходатайства и отводы, давать объяснения, представлять документы (ч. 3 ст. 399 УПК РФ).
Судебное заседание начинается с доклада представителя уголовноисполнительной инспекции (филиала), подавшей представление. Затем исследуются представленные материалы, выслушиваются объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, мнение прокурора, после чего судья выносит постановление (ч. 7 ст. 399 УПК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 49 УК РФ, в случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы.
В соответствии с приведенной нормой, в судебном заседании должен быть установлен факт злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ. В случае его установления обязательные работы должны быть судом заменены принудительными работами или лишением свободы. Иное решение не может быть принято, так как эта норма не предоставляет такой возможности. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ (ч. 3 ст. 49 УК РФ).
Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ в соответствии с ч. 1 ст. 30 УИК РФ осужденный признается лишь в трех определенных случаях.
Первый - если осужденный более двух раз в течение месяца не вышел на обязательные работы без уважительных причин.
В этом случае уголовно-исполнительная инспекция (филиал) направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания, к которому прилагает заверенные уголовно-исполнительной инспекцией (филиалом):
- копию приговора суда;
- выписку из решения органа местного самоуправления об определении вида обязательных работ и объектов, на которых они отбываются, в части, касающейся злостного нарушителя;
- копию справки (сообщения) из организации, на объекте которой злостным нарушителем исполнялись обязательные работы, о том, что осужденный принят для отбывания наказания;
- копию письменного заявления осужденного о предоставлении ему возможности работать по 4 часа в день (при его наличии);
- копию табеля (табелей) о количестве отработанного осужденным времени за неделю;
- копию справки (сообщения) организации, на объекте которой исполняются обязательные работы, о том, что осужденный в первый раз не вышел на обязательные работы;
- копию объяснения осужденного по поводу допущенного нарушения;
- копию предупреждения, вынесенного уголовно-исполнительной инспекцией (филиалом) на бланке установленного образца, за допущенное нарушение;
- копию справки (сообщения) организации, на объекте которой исполняются обязательные работы, о том, что осужденный во второй раз не вышел на обязательные работы;
- копию объяснения осужденного по поводу допущенного нарушения;
- копию предупреждения, вынесенного уголовно-исполнительной инспекцией (филиалом) на бланке установленного образца, за допущенное нарушение;
- копию справки (сообщения) организации, на объекте которой исполняются обязательные работы, о том, что осужденный в третий раз не вышел на обязательные работы;
- копию объяснения осужденного по поводу допущенного нарушения;
- копию предупреждения, вынесенного уголовно-исполнительной инспекцией (филиалом) на бланке установленного образца, за допущенное нарушение.
В данном случае в судебном заседании должно быть установлено, что:
1) в соответствии с ч. 1 ст. 25 УИК РФ организация, на объекте которой злостным нарушителем исполнялись обязательные работы и вид работ, им выполнявшихся (или не выполнявшихся, но предполагаемых для выполнения), определены органом местного самоуправления для отбывания обязательных работ;
2) график работы осужденного в неделю соответствует требованиям ч. 2 ст. 27 УИК РФ: время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного - четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов;
3) все три нарушения, допущенные осужденным, в соответствии с ч. 1 ст. 30 УИК РФ совершены в течение месяца. В данном случае учитывается общим порядком календарный месяц (например, первое нарушения совершено 3 апреля, третье - до 3 мая включительно);
4) все три нарушения, допущенные осужденным, в соответствии с ч. 1 ст. 30 УИК РФ совершены без уважительных причин. В этом случае уважительными причинами могут быть: болезнь осужденного и занятость по основному месту работы. Указанные факты должны быть подтверждены осужденным справкой из медицинского учреждения или с места работы. Отсутствие таких документов подтверждает нарушение. При этом доказывание уважительных причин невыхода на обязательные работы ложится на осужденного или его адвоката.
Таким образом, если все четыре приведенных обстоятельства имеют место, то осужденный является злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ.
Второй - если осужденный более двух раз в течение месяца нарушил трудовую дисциплину.
В этом случае уголовно-исполнительная инспекция (филиал) направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания, к которому прилагает заверенные уголовно-исполнительной инспекцией (филиалом):
- копию приговора суда;
- выписку из решения органа местного самоуправления об определении вида обязательных работ и объектов, на которых они отбываются, в части, касающейся злостного нарушителя;
- копию справки (сообщения) из организации, на объекте которой злостным нарушителем исполнялись обязательные работы, о том, что осужденный принят для отбывания наказания;
- копию письменного заявления осужденного о предоставлении ему возможности работать по 4 часа в день (при его наличии);
- копию табеля (табелей) о количестве отработанного осужденным времени за неделю;
- выписку (копию выписки) из документа, определяющего трудовую дисциплину в организации, на объекте которой злостным нарушителем исполнялись обязательные работы (например, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, устав или положение о дисциплине);
- копию справки (сообщения) организации, на объекте которой исполняются обязательные работы, о том, что осужденный в первый раз нарушил трудовую дисциплину;
- копию объяснения осужденного по поводу допущенного нарушения;
- копию предупреждения, вынесенного уголовно-исполнительной инспекцией (филиалом) на бланке установленного образца, за допущенное нарушение;
- копию справки (сообщения) организации, на объекте которой исполняются обязательные работы, о том, что осужденный во второй раз нарушил трудовую дисциплину;
- копию объяснения осужденного по поводу допущенного нарушения;
- копию предупреждения, вынесенного уголовно-исполнительной инспекцией (филиалом) на бланке установленного образца, за допущенное нарушение;
- копию справки (сообщения) организации, на объекте которой исполняются обязательные работы, о том, что осужденный в третий раз нарушил трудовую дисциплину;
- копию объяснения осужденного по поводу допущенного нарушения;
- копию предупреждения, вынесенного уголовно-исполнительной инспекцией (филиалом) на бланке установленного образца, за допущенное нарушение.
В данном случае, в судебном заседании должно быть установлено, что:
1) в соответствии с ч. 1 ст. 25 УИК РФ организация, на объекте которой злостным нарушителем исполнялись обязательные работы и вид работ, им выполнявшихся, определены органом местного самоуправления для отбывания обязательных работ;
2) график работы осужденного в неделю соответствует требованиям ч. 2 ст. 27 УИК РФ: время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного - четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов;
3) все три нарушения, допущенные осужденным, в соответствии с ч. 1 ст. 30 УИК РФ совершены в течение месяца. В данном случае учитывается общим порядком астрономический месяц (например, первое нарушения совершено 3 апреля, третье - до 3 мая включительно);
4) все три нарушения, допущенные осужденным, в соответствии с ч. 1 ст. 30 УИК РФ действительно являются нарушениями трудовой дисциплины. При этом доказывание отсутствия факта нарушения трудовой дисциплины ложится на осужденного или его адвоката.
Таким образом, если все четыре приведенных обстоятельства имеют место, то осужденный является злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ.
Третьим случаем, когда осужденный признается злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ, является случай, когда он скрылся в целях уклонения от отбывания наказания.
Этот случай связан с первоначальными розыскными мероприятиями, проводимыми уголовно-исполнительной инспекцией, которым посвящен отдельный параграф, где и отражены обстоятельства злостного уклонения от отбывания обязательных работ, когда осужденный скрылся.
Существующие правила замены обязательных работ в случае злостного уклонения от их отбывания также не обеспечивают соблюдение осужденными требований порядка и условий отбывания этого наказания. При злостном уклонении осужденного от отбывания данного вида наказания суд заменяет его ограничением свободы, арестом, лишением свободы из расчета восемь часов обязательных работ за один день лишения свободы, ареста, ограничения свободы (ч. 3 ст. 49 УК РФ). Следовательно, при замене наказания на лишение свободы осужденный получает не более 60 суток лишения свободы, что составляет минимум установленного Уголовным кодексом срока лишения свободы, то есть карательный потенциал данного наказания невелик. Необходимо снизить пропорцию замены обязательных работ на лишение свободы из расчета 4 часа за один день. Это бы соответствовало и продолжительности отбывания обязательных работ, так как они отбываются 4 часа в день.
|