Становление бюджета, как никакого другого финансового института, связано с правом, что нашло свое отражение в развитии бюджетного права <1>. Бюджетная деятельность государства невозможна без правовой регламентации прав и обязанностей, участвующих в ней субъектов. Правовое нормы, регулирующие бюджетные отношения, в своей совокупности образуют подотрасль финансового права - бюджетное право.
--------------------------------
<1> См.: Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. М., 2007. С. 49.
Бюджетное право как подотрасль финансового права регулирует отношения, возникающие в процессе бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, т.е. складывающиеся по поводу формирования, распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципального образования - федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов.
Однако такое понятие не определяет с достаточной четкостью пределы регулирования бюджетного права. Оно позволяет трактовать его очень широко и отнести к бюджетному праву не только собственно бюджетные, но и другие, связанные с бюджетом, отношения (например, касающиеся налоговых платежей в бюджет, расходования бюджетных ассигнований учреждениями и организациями и др.). Избежать этого можно путем введения в определение понятия бюджетного права уточняющих признаков, основанных на конкретизации его предмета <1>, поскольку определение предмета бюджетного права обусловлено не только теоретической необходимостью, но и более всего потребностями практического характера <2>.
--------------------------------
<1> См.: Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 2003. С. 146.
<2> См.: Цинделиани И.А. О системе финансового права: современное состояние научных исследований. М., 2011. С. 136.
Так, отношения, составляющие предмет бюджетного права, можно классифицировать по функциональному признаку, субъектному составу.
По функциональному признаку к предмету бюджетного права относятся следующие отношения:
- касающиеся бюджетного устройства и бюджетной системы;
- связанные с определением структуры и перечня доходов и расходов бюджета и их распределением в бюджетной системе;
- складывающиеся в процессе составления, рассмотрения и утверждения, исполнения бюджетов, а также в процессе составления и утверждения отчета об исполнении бюджета и бюджетной отчетности;
- по поводу разграничения, прав и обязанностей между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями в бюджетной сфере;
- складывающиеся в процессе осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
- относительно организации и осуществления контроля за всеми стадиями бюджетного процесса.
По субъектному составу отношения, составляющие предмет бюджетного права, складываются:
- между Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образования по вопросам бюджетного регулирования (межбюджетных отношений);
- между представительными (законодательными) органами власти и исполнительными органами власти по вопросам организации и осуществления бюджетного процесса;
- на федеральном уровне между Государственной Думой и Советом Федерации; между Федеральным Собранием и Президентом РФ;
- на региональном уровне между законодательным органом и главой субъекта Федерации; на местном - между представительным органом и главой муниципального образования;
- органами исполнительной власти, осуществляющими исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы и органами, осуществляющими контроль за исполнением бюджета;
- между получателями бюджетных средств и органами исполнительной власти, имеющими соответствующие полномочия в бюджетном процессе.
Перечисленные группы отношений по функциональному и субъектному составу тесно взаимосвязаны как внутри групп, так и между группами.
Таким образом, бюджетное право (как подотрасль финансового права) - это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по организации бюджетной системы, определению состава и порядка разграничения доходов и расходов в бюджетной системе, бюджетной компетенции (предмет ведения и полномочия) государства и муниципальных образований, а также бюджетный процесс <1>.
--------------------------------
<1> Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2008. С. 195.
Имея свой предмет регулирования общественных отношений, который является составной частью предмета финансового права, бюджетное право обладает и методом правового регулирования общественных отношений. Метод правового регулирования бюджетного права, по сути, является отражением метода правового регулирования финансового права. Основной метод правового регулирования бюджетных отношений - императивный метод. Данный метод имеет специфику в своем конкретном содержании, а также круге органов, уполномоченных государством на властные действия <1>.
--------------------------------
<1> Там же. С. 43.
По содержанию эти предписания касаются порядка составления проекта закона (решения), предоставления исполнительным органом им на рассмотрение и утверждение представительного (законодательного) органа проекта закона (решения о бюджете) на соответствующий год, порядка исполнения бюджета по расходам с использованием средств, строго по целевому назначению в соответствии государственными (муниципальными) программами и т.д.
Особенности метода правового регулирования в бюджетном праве также проявляются и круге органов, устанавливающих предписания участникам бюджетных отношений. Такие предписания устанавливаются Министерством финансов РФ, Федеральным казначейством и др. Кроме того, с развитием бюджетных отношений стали выделять метод дозволений или договорной метод. При этом в бюджетном праве можно выделить несколько видов таких договоров: 1) между публично-правовыми образованиями или их органами; 2) между публично-правовыми образованиями, с одной стороны, и юридическим лицом, с другой стороны. Например: бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете (ст. 93.2 БК РФ).
Кроме того, методом правового регулирования бюджетного права выступают методы рекомендаций и согласований.
|