Источники бюджетного права - правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы бюджетного права. Федеративные отношения обусловили трехзвенную систему источников бюджетного права, поскольку бюджет как основной финансовый план формируется на всех уровнях территориального деления Российской Федерации и закрепляет распределение бюджетной компетенции между органами власти. Источники бюджетного права включают федеральный, региональный и местный уровни.
К источникам бюджетного права относятся Конституция РФ. Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон о федеральном бюджете, федеральные законы, содержащие нормы бюджетного права, например Федеральный закон "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", "О Счетной палате Российской Федерации", правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований, регламентирующие бюджетные отношения, международные договоры по вопросам бюджетной сферы.
Конституция РФ содержит основные начала регулирования бюджетных отношений, устанавливая как нормы общего характера бюджетной деятельности государства (органов местного самоуправления), так и нормы, закрепляющие специальные предписания в данной области. Так, ст. ст. 71, 72 Конституции РФ определяют компетенцию РФ и предметы совместного ведения РФ, ее субъектов; ст. 132 закрепляет положения о бюджетной компетенции органов местного самоуправления; ст. ст. 101, 104, 106, 114 - основные положения, касающиеся порядка разработки, утверждения бюджета и контроля за его исполнением; ст. 124 - устанавливает основы финансирования судов в Российской Федерации за счет средств федерального бюджет и др. Кроме того, нормы Конституции РФ определяют основные принципы и формы взаимоотношений государства и административно-территориальных образований в области бюджета, устанавливают средства защиты прав и законных интересов субъектов бюджетной деятельности.
Главным источником регулирования бюджетных отношений выступает Бюджетный кодекс РФ, устанавливающий общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Статья 2 БК РФ закрепляет структуру бюджетного законодательства Российской Федерации.
Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения.
Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований не могут противоречить БК РФ.
Внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, а также приостановление, отмена и признание утратившими силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.
К источникам бюджетного права относятся: указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные отношения в пределах своей компетенции. Однако данные нормативные правовые акты не входят в понятие бюджетного законодательства и не должны противоречить его нормам. Особое место среди нормативных правовых актов занимают акты Министерства финансов Российской Федерации, касающиеся практической организации бюджетной деятельности (порядка учета, отчетности об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы, и др.).
Источником бюджетного права являются и международные договоры Российской Федерации, которые применяются непосредственно к бюджетным правоотношениям, за исключением случаев, когда международным договором предусмотрено, что для его применения требуется издание внутригосударственных актов. Если же международным договором установлены иные правила по сравнению с бюджетным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора.
В сфере бюджетного регулирования за последние годы стали применяться различные международные нормы и правила. Так, Россия перешла на единую бюджетную классификацию, применяемую в странах Европейского союза. Счетная палата Российской Федерации вошла в Европейскую ассоциацию парламентских органов контроля, создан единый портал бюджетной системы в соответствии с международными критериями Open Budget Index, определяет состав и устанавливает порядок размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, а также порядок его создания и ведения Министерство финансов РФ.
|