Бюджет публично-правового образования предназначен, как было отмечено, для исполнения расходных обязательств государства (муниципального образования). Именно за счет бюджета государство (муниципальное образование) осуществляет финансирование возложенных на него задач и функций. Но для того, чтобы государство или муниципальное образование исполняли свои обязательства перед обществом, необходимо обеспечить их достаточными финансовыми ресурсами, что достигается в результате бюджетной деятельности государства (муниципального образования).
Бюджетная деятельность государства (муниципального образования) - это деятельность в лице уполномоченных органов по образованию (формированию), распределению и использованию централизованного денежного фонда государства (муниципального образования) - бюджета.
В процессе осуществления Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием своей бюджетной деятельности возникает особая разновидность общественных отношений, которые именуются бюджетными отношениями.
Общественные отношения, возникающие в процессе бюджетной деятельности государства (муниципального образования), т.е. по формированию, распределению и использованию централизованного денежного фонда государства (муниципального образования) - бюджета, урегулированные нормами бюджетного права, принято именовать бюджетными правоотношениями.
Бюджетные правоотношения являются разновидностью финансовых правоотношений, поэтому им свойственны все признаки финансовых правоотношений:
- возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципального образования;
- носят всегда имущественный, публичный характер;
- обязательным субъектом финансовых правоотношений выступает публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Федерации, муниципальное образование) в лице соответствующих органов.
Кроме того, бюджетным правоотношениям присуще и свои признаки:
- бюджетные правоотношения возникают в процессе бюджетной деятельности государства (муниципального образования);
- являются временными, действуют в течение одного финансового года и изменяются каждый раз с принятием закона (решения) о бюджете на очередной год;
- объектом выступает бюджет;
- права и обязанности субъектов бюджетных правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета как основного финансового плана государства, государственного или муниципального образования <1>.
--------------------------------
<1> См.: Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 2008. С. 198.
В процессе бюджетной деятельности государства (муниципального образования) возникают довольно разнообразные бюджетные правоотношения, которые можно классифицировать по различным основаниям.
В зависимости от содержания бюджетные правоотношения подразделяются на материальные и процессуальные.
Материальные бюджетные правоотношения закрепляют материальное содержание бюджета и регулируют: а) отношения, связанные с формированием бюджета (отношения по доходам бюджетов); б) отношения, связанные с использованием бюджета (отношения по расходам).
Процессуальные бюджетные правоотношения возникают в процессе составления, рассмотрения и утверждения бюджета, исполнения бюджета, контроля за исполнением бюджета и т.п.
В ст. 1 БК РФ перечислены виды общественных отношений, регулируемых бюджетным законодательством.
К бюджетным правоотношениям относятся:
- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Также БК РФ устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Разновидностью бюджетных отношений выступают также межбюджетные отношения.
Бюджетные правоотношения, как и любые другие правоотношения, имеет структуру: субъект, объект и содержание.
Носителями юридических прав и обязанностей в отношениях по образованию (формированию) бюджетов всех уровней, распределению и использованию сосредоточенных в них средств являются субъектами бюджетного права. Вступая в общественные отношения для реализации своих прав и обязанностей, субъекты бюджетного права становятся участниками (субъектами) бюджетных правоотношений <1>.
--------------------------------
<1> См.: Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 2008. С. 198.
Субъектами бюджетного правоотношения являются:
- публично-правовые образования (Российская Федерация в целом, субъекты Федерации, муниципальные образования, закрытые административно-правовые образования);
- органы государственной власти и местного самоуправления;
- кредитные организации;
- главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
- главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
- главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
- получатели бюджетных средств.
Объектом бюджетных правоотношений выступают разнообразные материальные блага - денежные средства бюджетов, а также нематериальные блага, например публичный правопорядок в бюджетной сфере <1>.
--------------------------------
<1> См.: Парыгина В.А., Тедеев А.А. Комментарий к бюджетному кодексу РФ постатейный. М., 2006. С. 29.
Содержание бюджетных правоотношений выражается в субъективных правах и обязанностях субъектов бюджетных правоотношений.
Основным материальным правом является право на бюджет, которое принадлежит соответственно публично-правовому образованию.
Бюджетный кодекс РФ устанавливает полномочия (права и обязанности) субъектов бюджетного правоотношения. Так, ст. ст. 7, 8, 9 БК РФ устанавливают соответственно полномочия Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований в бюджетной сфере.
Главы 18, 19 БК РФ - соответственно полномочия участников бюджетного процесса и полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня.
|