Основными характеристиками (частями) бюджета являются доходы бюджета, расходы, а в случае нарушения баланса доходов и расходов и дефицит (профицит) бюджета. Доходы, расходы и источники финансирования дефицита бюджета многочисленны и разнообразны по источникам, целевому направлению и другим признакам, поэтому одним из элементов проявления их единства и соответственно единства бюджетной системы является бюджетная классификация. Бюджетная классификация является методологическим документом, согласно которому классифицируются доходы и расходы по определенным признакам и объединяются в соответствующие группы. Бюджетная классификация является единой для всех бюджетов бюджетной системы и используется участниками бюджетного процесса на всех уровнях бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Она отражает внутреннее содержание бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Цель применения бюджетной классификации состоит в обеспечении сопоставимости показателей доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджета с однородными признаками. То есть с помощью бюджетной классификации достигается возможность:
- сопоставить показатели бюджетов различных публично-правовых образований;
- составить консолидированные бюджеты всех уровней бюджетной системы.
Содержание бюджетной классификации Российской Федерации определяется ежегодно принимаемыми Приказами Министерства финансов Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> См., например: Приказ Минфина России от 18 марта 2013 года N 31н "Об утверждении Указаний о порядке применения классификации расходов бюджетов для составления проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, начиная с бюджетов на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" // Финансовая газета. 2013. N 7; Приказ Минфина России от 21 декабря 2012 года N 171н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Бюджетной классификации РФ посвящена глава IV Бюджетного кодекса РФ.
Легальное определение бюджетной классификации содержится в ст. 18 БК РФ. Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, а также группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемой для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Состав структуры бюджетной классификации определяется социально-экономическим развитием государства в соответствующий период. Важным условием, предъявляемым к бюджетной классификации, является ясность, четкость и логичность группировки доходов, расходов, источников финансирования дефицита.
Бюджетная классификация Российской Федерации в соответствии со ст. 19 БК РФ включает:
- классификацию доходов бюджетов;
- классификацию расходов бюджетов;
- классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
- классификацию операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления - КОСГУ).
Классификация доходов бюджетов является группировкой доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В составе доходов выделяют группы: налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений.
Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и органами управления государственных внебюджетных фондов основных функций, решение социально-экономических задач.
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов является группировкой источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Классификация операций является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.
Классификация операций сектора государственного управления (публично-правовых образований) является составной частью трех классификаций - классификации доходов бюджетов, классификации расходов бюджетов и классификации источников финансирования дефицитов бюджетов <1>.
--------------------------------
<1> Артюхин Р.Е. Бюджетная классификация: комментарий главы 4 Бюджетного кодекса Российской Федерации // СПС "КонсультантПлюс". Реформы и право. 2012. N 4. С. 32 - 40.
Каждому виду доходов, расходов и источников финансирования бюджета присваивается классификационный код, который представляет собой цифровой код (группировочный код), закрепляемый индивидуально по каждому виду доходов, каждым видам расходов бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.
Присваивает коды бюджетной классификации Российской Федерации обязательные для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Министерство финансов РФ:
- для классификации доходов бюджетов - коды группы, подгруппы, статьи, подстатьи и элементы доходов бюджетов (ст. 20 БК РФ);
- для классификации расходов бюджетов - коды группы, подгруппы и элемента вида расходов (ст. 21 БК РФ);
- для классификации источников финансирования дефицитов бюджетов - коды группы и подгруппы (ст. 23 БК РФ);
- коды классификации операций сектора государственного управления полностью (ст. 23.1 БК РФ).
Таким образом, значение бюджетной классификации проявляется в том, что она является одним из механизмов, с помощью которого осуществляется контроль за движением бюджетных средств.
Умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации, позволяет видеть реальную картину движения финансовых ресурсов и активно влиять на ход социально-экономических процессов, происходящих в экономике и в обществе. Сопоставление, сравнение и анализ соответствующих показателей бюджетов даст возможность сделать объективные выводы об эффективности бюджетной системы и сформулировать предложения на ее реформирование или на целенаправленное, экономичное и эффективное использование бюджетных ресурсов <1>.
--------------------------------
<1> Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. М., 2007. С. 62.
|