Доходы бюджета - это часть доходов государства, формируемая за счет перераспределения части национального дохода и используемая для выполнения государством и органами местного самоуправления своих функций.
Доходам бюджета посвящен раздел II Бюджетного кодекса РФ. Глава шестая содержит общие положения о доходах бюджетов. Главы седьмая, восьмая и девятая регламентируют соответственно доходы федерального бюджета, доходы бюджетов субъектов РФ и доходы местных бюджетов, а именно доходы бюджетов муниципальных районов, бюджетов поселений, бюджетов городских округов, бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ <1> доходы бюджета - это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
--------------------------------
<1> Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823; Российская газета. 2013. 14 мая.
Из данного определения вытекают следующие признаки доходов бюджетов. Доходы бюджета:
1) это всегда денежные средства, т.е. доходы бюджета не могут существовать в натуральной форме;
2) это не просто денежные средства, а поступающие в бюджет;
3) это не все денежные средства, а только те, которые не являются источниками финансирования дефицита бюджета.
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.
По юридической природе в соответствии со ст. 41 БК РФ доходы бюджетов бюджетной системы составляют налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
К налоговым доходам бюджетов согласно Бюджетному кодексу РФ относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. К федеральным налогам и сборам относятся (ст. 13 НК РФ):
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) налог на прибыль организаций;
5) налог на добычу полезных ископаемых;
6) водный налог;
7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
8) государственная пошлина.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
К региональным налогам относятся (ст. 14 НК РФ):
1) транспортный налог;
2) налог на имущество организаций;
3) налог на игорный бизнес.
Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное НК РФ. К местным налогам и сборам относятся (ст. 15 НК РФ):
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) торговый сбор.
Специальным налоговым режимом признается особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.
К специальным налоговым режимам относятся (ст. 18 НК РФ):
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
5) патентная система налогообложения.
Пеней согласно п. 1 ст. 75 НК РФ признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Штрафы применяются в виде денежных взысканий в размерах, установленных законодательством о налогах и сборах.
Выделение налоговых доходов в структуре доходов бюджета обусловлено налоговым методом мобилизации финансовых ресурсов государства, которому присущи признаки, характерные для налоговых платежей, - публичность, обязательность, индивидуальная безвозмездность платежа и т.п. Посредством налогов достигается финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований. Объемы налоговых доходов составляют практически 80% всех доходов бюджета и могут прогнозироваться в доходной части бюджетов, поскольку налоги носят регулярный характер, т.е. законодательством о налогах и сборах определяются конкретные ставки, порядок и сроки уплаты.
Большую часть налоговых доходов составляют налоги. Включение законодателем в состав налоговых доходов пеней и штрафов за нарушение налогового законодательства является дискуссионным в теории бюджетного права <1>.
--------------------------------
<1> См., например: Постатейный комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина // СПС "КонсультантПлюс". 2002; Боженок С.Я. Штрафы и пени, установленные налоговым законодательством как разновидность неналоговых доходов // Налоги. 2009. N 4. С. 2.
Налоговые доходы распределяются в бюджетной системе согласно ст. ст. 50, 56, 61, 61.1, 61.2 БК РФ.
Кроме того, следует отметить, что к налоговым доходам федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ законодателем также отнесены доходы, не установленные законодательством о налогах и сборах, - регулярные платежи за пользование недрами <1>. Данные платежи взимаются на основании Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 (ред. от 5 апреля 2011 года) "О недрах" <2>.
--------------------------------
<1> См. более подробно об этом: Вершило Т.А. Администрирование природоресурсных платежей // Актуальные проблемы экологического права. Труды ИГиП РАН. 2010. С. 124 - 133.
<2> СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823; 2011. N 15. Ст. 2018.
2. Неналоговые доходы в структуре доходов бюджетов занимают меньшее место относительно налоговых доходов, но вместе с тем играют значительную роль в финансовом обеспечении деятельности государства и муниципального образования. К понятию "неналоговые доходы" можно отнести большую группу платежей, имеющих различную правовую природу. Единственным объединительным критерием этих платежей, образующих в совокупности неналоговые доходы бюджетов, является их неналоговый характер <1>.
--------------------------------
<1> См.: Ялбулганов А.А. Эволюция правового регулирования неналоговых доходов в России // СПС "КонсультантПлюс". Центр публично-правовых исследований. 2006.
Перечень неналоговых доходов установлен в п. 3 ст. 41 БК РФ. К ним, согласно БК РФ, относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";
- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";
- доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
- средства самообложения граждан;
- иные неналоговые доходы.
БК РФ установлен открытый перечень неналоговых доходов. Вместе с тем следует отметить, что такие неналоговые доходы, как средства самообложения граждан, предусмотрены только в отношении неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований <1>.
--------------------------------
<1> Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен. Вопросы введения и использования этих средств решаются на местном референдуме (сходе граждан). См.: статья 56 Федерального закона 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822; 2011. N 19. Ст. 2705.
Большинство неналоговых доходов не имеют постоянного фискального характера, твердо установленной ставки.
Неналоговые доходы, как и налоговые, устанавливаются законодательными актами РФ и субъектов РФ для физических и юридических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. В нормативных правовых актах указывается также на возможность принудительного взыскания определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых доходов характерна большая целевая направленность использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено в соответствующих правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа.
Развернутый перечень неналоговых доходов бюджетов определяется бюджетной классификацией РФ.
Распределение в бюджетной системе неналоговых доходов установлен ст. ст. 51, 57, 62 БК РФ.
Следует сказать, что состав неналоговых доходов бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ достаточно подвижен и имеет свои особенности. Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Например, Таможенный кодекс Таможенного союза и Федеральный закон от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" <1> регламентируют взимание таможенных платежей; Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Закон РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 (ред. от 5 апреля 2011 года) "О недрах", Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и др. устанавливают платежи за пользование природными ресурсами; Федеральный закон "О Центральном банке РФ (Банке России)" устанавливает порядок уплаты прибыли ЦБ РФ в федеральный бюджет и т.д.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2010. N 48. Ст. 6952.
Безвозмездные поступления. К ним относятся, согласно п. 4 ст. 41 БК РФ:
- дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
- субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Все доходы бюджета формируются в соответствии с бюджетной классификацией доходов.
Классификация доходов бюджетов является группировкой доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Код классификации доходов бюджетов состоит из 20 разрядов и включает:
1) код главного администратора доходов бюджета (1 - 3 разряды);
2) код вида доходов бюджетов (4 - 13 разряды);
3) код подвида доходов бюджетов (14 - 17 разряды);
4) код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов (18 - 20 разряды).
Перечень главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете.
Код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода.
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются следующие группы и подгруппы. Группа налоговые доходы. Подгруппу составляют следующие платежи:
- налоги на прибыль, доходы;
- налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
- налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
- налоги на совокупный доход;
- налоги на имущество;
- налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
- государственная пошлина;
- задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам.
Следующая группа доходов - неналоговые доходы. В данную группу включаются следующие подгруппы:
- страховые взносы на обязательное социальное страхование;
- доходы от внешнеэкономической деятельности;
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- платежи при пользовании природными ресурсами;
- доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;
- доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
- административные платежи и сборы;
- штрафы, санкции, возмещение ущерба;
- поступления (перечисления) по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
- прочие неналоговые доходы.
Группу доходов бюджетов согласно бюджетной классификации доходов образуют и безвозмездные поступления. В нее включены следующие подгруппы:
- безвозмездные поступления от нерезидентов;
- безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;
- безвозмездные поступления от негосударственных организаций;
- безвозмездные поступления от наднациональных организаций;
- доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;
- возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;
- прочие безвозмездные поступления.
Единый для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации перечень статей и подстатей доходов бюджетов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
Код элемента доходов устанавливается в зависимости от полномочия по установлению и нормативному правовому регулированию налогов, сборов и иных обязательных платежей, других доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в зависимости от наличия прав требования к плательщикам по неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям и соответствует бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Так, для федерального бюджета установлен элемент - 01; для бюджета субъекта Российской Федерации - 02; для бюджета городского округа - 3 и т.д.
Для детализации поступлений по кодам классификации доходов применяется код подвида доходов.
Классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания (КОСГУ).
КОСГУ используется при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и осуществлении операций государственными (муниципальными) бюджетными, автономными учреждениями.
Особенности применения кодов классификации операций сектора государственного управления, применяемых в целях бухгалтерского (бюджетного) учета, определяются в нормативных актах Министерства финансов Российской Федерации, регулирующих бухгалтерский (бюджетный) учет.
Классификация операций сектора государственного управления состоит из следующих групп:
100 Доходы;
200 Расходы;
300 Поступление нефинансовых активов;
400 Выбытие нефинансовых активов;
500 Поступление финансовых активов;
600 Выбытие финансовых активов;
700 Увеличение обязательств;
800 Уменьшение обязательств.
Классификация КОСГУ (18 - 20 разряды кода классификации доходов бюджетов) по группе "Доходы" детализирована статьями 110 - 180, в рамках которых группируются операции, относящиеся к доходам:
Статья 110 Налоговые доходы
Статья 120 Доходы от собственности
Статья 130 Доходы от оказания платных услуг (работ)
Статья 140 Суммы принудительного изъятия
Статья 150 Безвозмездные поступления от бюджетов
Статья 160 Страховые взносы на обязательное социальное страхование
Статья 170 Доходы от операций с активами
Статья 180 Прочие доходы.
Согласно ст. 47 Бюджетного кодекса все доходы, за исключением субвенций, являются собственными доходами.
Следует отметить, что субсидии, как и дотации, носят строго целевой характер. При этом субсидии при условии их предоставления в рамках софинансирования каких-либо мероприятий увеличивают доходные источники соответствующего бюджета. Вместе с тем они могут как предусматриваться, так и нет в бюджете. Тем самым к собственным доходам бюджета можно относить налоговые, неналоговые доходы и безвозмездные поступления в виде дотаций, поскольку данный вид финансовой помощи носит нецелевой характер и служит для выравнивания бюджетной обеспеченности и сбалансированности, а также иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, согласно ст. 40 БК РФ, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными БК РФ, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями БК РФ, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке <1>:
--------------------------------
<1> См.: Приказ Минфина РФ от 5 сентября 2008 года N 92н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 41; Российская газета. 2010. 29 сент.
- учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации;
- их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации.
Орган Федерального казначейства выполняет последовательно следующие действия, необходимые для учета доходов и их распределения между бюджетами:
- получает из банка выписку по счету органа Федерального казначейства с приложением расчетных документов, а также платежных ордеров банка о частичной оплате инкассовых поручений;
- группирует поступления за операционный день по кодам бюджетной классификации;
- распределяет сгруппированные по кодам бюджетной классификации поступления между бюджетами;
- осуществляет перерасчет распределенных поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, с учетом сведений, содержащихся в документах, за исключением документов на перечисление (взыскание) из бюджетов;
- осуществляет расчет поступлений, подлежащих перечислению (взысканию) из бюджетов на основании документов на перечисление (взыскание) из бюджетов, представленных администраторами поступлений в бюджет и (или) финансовыми органами;
- оформляет справки органа Федерального казначейства;
- осуществляет перерасчет распределенных поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, с учетом рассчитанных сумм на перечисление (взыскание) из бюджетов;
- оформляет заявки на возврат плательщикам ошибочно перечисленных сумм поступлений, принадлежность которых к доходам бюджетов не установлена, а также поступлений, предназначенных к уплате на счет органа Федерального казначейства другого субъекта Российской Федерации;
- оформляет для отправки в банк расчетные документы на перечисление средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов;
- оформляет заявку на перечисление средств, необходимых для осуществления возврата (зачета, уточнения) акцизов на нефтепродукты и акцизов на алкогольную продукцию;
- оформляет расчетные документы на перечисление поступлений в соответствующие бюджеты;
- оформляет расчетные документы на перечисление доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты и акцизов на алкогольную продукцию на счет уполномоченного органа Федерального казначейства;
- оформляет расчетные документы на возврат средств плательщикам на основании заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджет, а также на основании оформленных им заявок на возврат;
- оформляет расчетные документы на перечисление средств по зачету излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, других поступлений, пеней, штрафов по ним, а также подлежащих возмещению сумм налогов, осуществляемому подведомственными одному главному администратору доходов бюджета администраторами доходов бюджета, находящимися на территориях различных субъектов Российской Федерации, на основании уведомлений о межрегиональном зачете, представленных администраторами доходов бюджета;
- формирует для администраторов поступлений в бюджет Запросы на выяснение принадлежности платежа);
Органы Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после дня получения от учреждения Центрального банка Российской Федерации выписки со своих счетов, осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов.
Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.
|