Расходы необходимы государству для удовлетворения своих потребностей: обеспечения обороноспособности и безопасности, охраны правопорядка, культуры, здравоохранения, науки, образования, поддержки предприятий, находящихся в собственности государства и т.д. Кроме того, за счет средств государства предоставляются пособия малоимущим гражданам, выплачиваются пенсии и стипендии, оплачиваются государственные заказы и т.д. Посредством производимых расходов государство претворяет в жизнь намеченные планы. Поэтому основная часть расходов осуществляется за счет централизованных денежных фондов - бюджетов государства и муниципальных образований и "лишь небольшая часть - за счет децентрализованных публичных финансов или частных средств" <1>. Государственные расходы и расходы бюджета не тождественны и соотносятся между собой как общее и частное.
--------------------------------
<1> См.: Комягин Д.Л. К вопросу о классификации бюджетных расходов // Реформы и право. 2010. N 3; СПС "КонсультантПлюс".
Государственные расходы - это весьма широкое понятие, предполагающее обеспечение всех затрат государства по выполнению стоящих перед ним задач и функций финансовыми ресурсами. Причем деньги для осуществления разнообразных задач и функций государства могут быть истрачены разными способами, что во многом зависит от того, как и откуда они были аккумулированы в такие денежные фонды, как бюджет, государственные внебюджетные фонды, в фонды страхования, децентрализованные финансовые фонды и т.д. <1>.
--------------------------------
<1> См.: Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. М., 2003. С. 140.
Расходы бюджета согласно ст. 6 БК РФ - это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета.
Целью расходов бюджетов является финансовое обеспечение деятельности государства для выполнения поставленных задач и функций за счет централизованного денежного фонда.
Основные направления расходов бюджетов не изменялись в течение многих столетий. К ним относились расходы на военные цели, управление, экономику и социальные нужды. В России последнее направление возникло в конце XIX века. В соответствии с современной бюджетной классификацией расходов (ст. 21 БК РФ) едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:
1) общегосударственные вопросы, предусматривают в большей части расходы на функционирование: Президента Российской Федерации; высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования; законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований; Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций; судебной системы; обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора. Также к расходам на общегосударственные вопросы относятся расходы на: обеспечение проведения выборов и референдумов; международные отношения и международное сотрудничество; государственный материальный резерв; фундаментальные исследования; прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов; другие общегосударственные вопросы;
2) национальная оборона, аккумулирует расходы, связанные с обеспечением национальной обороны, в том числе: расходы на содержание и обеспечение деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационную и вневойсковую подготовку, мобилизационную подготовку экономики, подготовку и участие Российской Федерации в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности, реализацию связанных с обеспечением национальной обороны мероприятий ядерно-оружейного комплекса, прикладные научные исследования, а также другие вопросы в области национальной обороны;
3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность включает расходы, связанные с деятельностью органов прокуратуры; органов внутренних дел; внутренних войск; органов юстиции; системы исполнения наказаний; органов безопасности; органов пограничной службы; органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Данное направление расходов также содержит расходы на защиту населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона; обеспечение пожарной безопасности; миграционную политика; модернизацию внутренних войск, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов; прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности и другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;
4) национальная экономика содержит расходы на: общеэкономические вопросы; топливно-энергетический комплекс; исследование и использование космического пространства; воспроизводство минерально-сырьевой базы; сельское хозяйство и рыболовство; водное хозяйство; лесное хозяйство; транспорт; дорожное хозяйство (дорожные фонды); связь и информатика; прикладные научные исследования в области национальной экономики; другие вопросы в области национальной экономики;
5) жилищно-коммунальное хозяйство предусматривает расходы на: жилищное хозяйство; коммунальное хозяйство; благоустройство; прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства и другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства;
6) охрана окружающей среды аккумулирует расходы, связанные с осуществлением экологического контроля; сбором, удалением отходов и очисткой сточных вод; охраной объектов растительного и животного мира и среды их обитания; прикладными научными исследованиями в области охраны окружающей среды; другими вопросами в области охраны окружающей среды;
7) образование предусматривает расходы на: дошкольное образование; общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации; высшее и послевузовское профессиональное образование; молодежную политику и оздоровление детей; прикладные научные исследования в области образования; другие вопросы в области образования;
8) культура, кинематография аккумулирует расходы на культуру; кинематографию; прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии; другие вопросы;
9) здравоохранение: стационарная медицинская помощь; амбулаторная помощь; медицинская помощь в дневных стационарах всех типов; скорая медицинская помощь; санаторно-оздоровительная помощь; заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов; санитарно-эпидемиологическое благополучие; прикладные научные исследования в области здравоохранения; другие вопросы в области здравоохранения;
10) социальная политика: пенсионное обеспечение; социальное обслуживание населения; социальное обеспечение населения; охрана семьи и детства; прикладные научные исследования в области социальной политики; другие вопросы в области социальной политики;
11) физическая культура и спорт: физическая культура; массовый спорт; спорт высших достижений; прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта; другие вопросы в области физической культуры и спорта;
12) средства массовой информации: телевидение и радиовещание; периодическая печать и издательства; прикладные научные исследования в области средств массовой информации; другие вопросы в области средств массовой информации;
13) обслуживание государственного и муниципального долга: обслуживание государственного внутреннего и муниципального долга; обслуживание государственного внешнего долга;
14) межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований: дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; иные дотации; прочие межбюджетные трансферты общего характера.
Таким образом, бюджетная классификация расходов содержит перечень 14 направлений расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, которые связаны с осуществлением государством и муниципальными образованиями различных функций и тем самым является функциональной.
Однако следует отметить, Бюджетный кодекс РФ не содержит норм, устанавливающих, что все вышеперечисленные расходы должны быть предусмотрены в каждом бюджете бюджетной системы. Конституцией Российской Федерации разграничены предметы ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. ст. 71 и 72), а также установлены пределы предметов ведения органов местного самоуправления. Кроме того, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления" очерчен круг вопросов местного значения, решаемых муниципальным образованием. Таким образом, разграничение в области расходов бюджетов достигается через принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (ст. 30 БК РФ).
Например, вопросы обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации отнесены к исключительным полномочиям Российской Федерации, и соответственно, в бюджетах субъектов РФ и в бюджетах муниципальных образований расходы на эти цели не могут быть предусмотрены.
Расходы бюджета, их объем и структура подвержены более частым изменениям, чем доходы, это связано, прежде всего, с тем, какие приоритеты и потребности государства, ставятся на первый план в тот или иной период его развития, а также с социально-экономическими преобразованиями в стране. Так, например, в 2011 - 2013 годах основными приоритетами социально-экономической политики государства, обеспеченными за счет бюджетных расходов <1>, являются:
--------------------------------
<1> Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов (разработан Минэкономразвития РФ) // Документ официально опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
- социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал (расходы федерального бюджета на эти цели составят в среднем 10,1% ВВП или около 50% расходов федерального бюджета);
- обеспечение инновационного развития и поддержка высокотехнологичных секторов экономики ("инновационные расходы" федерального бюджета - в среднем около 4,5 - 5,2% всех расходов бюджета или около 0,9 - 1,1% ВВП) и др.
Управление расходами во все времена считалось одной из важнейших проблем в каждом государстве независимо от уровня развития экономики, и задачи управления расходами включают три этапа:
1) определение политики, целей и необходимых для их достижения ресурсов;
2) распределение ресурсов, необходимых для реализации поставленных целей;
3) обеспечение выполнения конкретных задач наиболее эффективным образом.
На практике все эти этапы соответствуют разработке и исполнению бюджета.
Расходы бюджета являются экономической категорией и соответственно имеют материальный, экономический и правовой аспекты.
В материальном аспекте расходы бюджета определяются в ст. 6 БК РФ (см. выше).
В экономическом аспекте расходы бюджетов - совокупность экономических денежных отношений по распределению и использованию денежных средств, выделяемых из бюджетов в виде бюджетных ассигнований по различным направлениям деятельности государства и муниципальных образований.
Здесь важно отметить, что эти отношения проявляются через конкретные виды бюджетных расходов, многообразие которых обусловлено различными факторами: природой и функциями государства и местного самоуправления, уровнем социально-экономического развития страны, методами бюджетного регулирования, территориальным устройством государства и т.п. <1>.
--------------------------------
<1> См.: Крохина Ю.А. Бюджетное право России: Учебник. М., 2010. С. 272.
В правовом аспекте расходы бюджетов - регулируемая законодательством часть финансовой деятельности государства и муниципального образования, в ходе которой централизованные денежные фонды используются для решения задач и функций государства и муниципальных образований.
Необходимо также отметить, что бюджетные расходы подразделяются на обычные - планируемые расходы и непредвиденные расходы. Для финансирования последних в бюджете создается специальные резервные фонды Президента РФ и исполнительных органов власти.
Для осуществления расходов бюджетов в законе (решении) о бюджете утверждаются соответствующие бюджетные ассигнования, т.е. предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств <1>.
--------------------------------
<1> Бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета (ст. 6 БК РФ). Более подробно см. следующий параграф.
Бюджетные ассигнования согласно ст. 69 БК РФ могут быть направлены на:
1) оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;
2) социальное обеспечение населения;
3) предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями;
4) предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;
5) предоставление межбюджетных трансфертов;
6) предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
7) обслуживание государственного (муниципального) долга;
8) исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
Стоит отметить, что перечень установленных бюджетных ассигнований является исчерпывающим. Рассмотрим подробнее каждый вид бюджетных ассигнований.
Первым направлением бюджетных ассигнований являются бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), которые в основном раскрыты в ст. 69.1 БК РФ и к ним отнесены:
1) обеспечение выполнения функций казенных учреждений. Согласно ст. 70 БК РФ обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает: оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами; оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд; уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации; возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности;
2) предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям <1>, включая субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам.
--------------------------------
<1> Более подробно об изменении финансирования бюджетных и автономных учреждений см.: Федеральный закон от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" // СЗ РФ. 2010. N 19. Ст. 2291; 2011. N 7. Ст. 900. См., например: Приказ Минэнерго РФ от 22 февраля 2011 года N 44 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий Автономной некоммерческой организации "Международный центр устойчивого энергетического развития" под эгидой ЮНЕСКО" // Российская газета. 2011. 29 апр.
Кроме того, абзацем 2 п. 1 ст. 78.1 установлено, что из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели. Однако эти цели законодателем не установлены. Порядок определения объема и условия предоставления субсидий из бюджетов бюджетной системы устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Следует отметить, что в условиях совершенствования бюджетного процесса в области эффективного расходования бюджетных средств происходит переход от сметно-бюджетного финансирования к нормативному на основе государственных (муниципальных) заданий, выдаваемых учреждению учредителем. Государственное (муниципальное) задание - это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) (ст. 6 БК РФ).
Целью разработки и установления заданий является предоставление услуг (выполнение работ) для выполнения предусмотренных законодательством РФ функций государства в области науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта <1>;
--------------------------------
<1> См.: Сенников Н.М. Изменение типов образовательных учреждений на автономные и сохранение социальных гарантий их работникам // Трудовое право. 2010. N 11; СПС "КонсультантПлюс".
3) предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам <1>. Согласно п. 2 ст. 78.1 БК РФ в федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в виде имущественного взноса в государственные корпорации <2> и государственные компании.
--------------------------------
<1> См., например: Приказ Управления делами Президента РФ от 5 апреля 2011 года N 197 "Об утверждении Правил предоставления в 2011 году из федерального бюджета субсидий некоммерческим неправительственным организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества" // Российская газета. 2011. 27 апр.
<2> См., например: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28 декабря 2010 года N 1220н "Об утверждении Правил предоставления в 2010 году из федерального бюджета субсидии Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" в виде имущественного взноса Российской Федерации в эту государственную корпорацию для осуществления мероприятий, связанных с завершением строительства и ввода в эксплуатацию федеральных центров высоких медицинских технологий в г. Барнауле, Владивостоке, Калининграде, Новосибирске, Перми и Смоленске, в том числе для проведения аудиторской проверки и оценки объектов незавершенного строительства указанных центров" // Российская газета. 2011. 21 янв.
4) осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий). Согласно ст. 79 БК РФ бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов;
5) закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения), в том числе в целях: оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам; разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа; закупки товаров в государственный материальный резерв.
Второе направление бюджетных ассигнований предусмотрено на социальное обеспечение населения. К данному виду относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения (ст. 74.1 БК РФ). Бюджетные ассигнования на социальное обеспечение предусматриваются отдельно по каждому виду обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения <1>.
--------------------------------
<1> См., например: Федеральные законы от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах"; от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации"; от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и др.
Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, - третье направление бюджетных ассигнований. Предоставление бюджетных ассигнований на эти цели, согласно ст. 80 БК РФ, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Такой тип бюджетных инвестиций индивидуализируется в законе (решении) о бюджете. В соответствующей статье нормативно-правового акта о бюджете на текущий финансовый год (и плановый период) указывается получатель, а также объем и цели выделенных бюджетных ассигнований. В целях предоставления бюджетных ассигнований юридическое лицо - получатель бюджетных инвестиций совместно с публично-правовым образованием обязаны в течение трех месяцев с даты вступления в силу закона (решения) о бюджете оформить договор и другие документы, необходимые для оформления предоставления финансовых средств из бюджета <1>.
--------------------------------
<1> См.: Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Е.Ю. Грачевой. М.: Проспект, 2009; СПС "КонсультантПлюс".
Постановлением Правительства от 1 марта 2008 года N 134 утверждены Правила формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации <1>. Данные Правила устанавливают порядок предоставления бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации для реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства, а также устанавливают этапы и процедуру их отбора, основные требования к представленной документации и проведению контроля и мониторинга хода их реализации.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2008. N 10 (2 ч.). Ст. 932; 2010. N 35. Ст. 4579.
Четвертое направление выделения бюджетных ассигнований из бюджета - это предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Данные субсидии предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, которые предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление данных субсидий, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Кроме того, п. 4 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что участники проекта инновационного центра "Сколково", имеют право на получение субсидий на возмещение затрат, понесенных при уплате таможенных платежей при ввозе налогооблагаемых товаров на таможенную территорию РФ. Субсидии предоставляются в форме авансовых платежей за счет средств федерального бюджета. Особенности предоставления субсидий (порядок и пр.) устанавливаются Правительством РФ.
Пятое направление бюджетных ассигнований - предоставление межбюджетных трансфертов. Согласно ст. 6 БК РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Межбюджетные трансферты предоставляются из одного уровня бюджета бюджетной системы в другой в форме финансовой помощи. Межбюджетным трансфертам посвящена глава 16 БК РФ. Формами межбюджетных трансфертов являются:
- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям;
- субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям;
- субсидии федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации;
- субсидии, перечисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации из местных бюджетов для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
- межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.
Шестым направлением выделения бюджетных ассигнований служит предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права.
Седьмое направление - это выделение бюджетных ассигнований на обслуживание государственного (муниципального) долга. Глава 14, 15 БК РФ регламентируют отношения, связанные с обслуживанием государственного (муниципального долга).
И последнее, восьмое направление бюджетных ассигнований на исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов (24.1 БК РФ).
Согласно ст. 174.2 планирование бюджетных ассигнований в бюджете осуществляется раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых обязательств.
Под бюджетными ассигнованиями на исполнение действующих расходных обязательств понимаются ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), договорами и соглашениями, не предлагаемыми (не планируемыми) к изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде, к признанию утратившими силу либо к изменению с увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году, включая договоры и соглашения, заключенные (подлежащие заключению) получателями бюджетных средств во исполнение указанных законов и нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов).
Под бюджетными ассигнованиями на исполнение принимаемых обязательств понимаются ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), договорами и соглашениями, предлагаемыми (планируемыми) к принятию или изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде, к принятию либо к изменению с увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году, включая договоры и соглашения, подлежащие заключению получателями бюджетных средств во исполнение указанных законов и нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов).
Выделение средств из бюджетов фактическим получателям бюджетных средств осуществляется "на безвозмездной и безвозвратной основе, но при условии их целевого использования" <1>. Поэтому результатом проведения бюджетной реформы будет переход на новую систему расходов бюджета, согласно которой до 90% всех расходов будут осуществляться через государственные программы.
--------------------------------
<1> См.: Бюджетное право: Учебник / Под ред. Н.А. Сатаровой. М.: Деловой двор, 2009; СПС "КонсультантПлюс".
Государственной программой является система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.
Государственная программа включает в себя федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти.
Подпрограммы направлены на решение конкретных задач в рамках государственной программы.
Деление государственной программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых в рамках государственной программы задач.
Формирование всех программных расходов предусматривается по 5 направлениям в рамках 42 государственных программ: новое качество жизни; инновационное развитие и модернизация экономики; обеспечение национальной безопасности; сбалансированное региональное развитие; эффективное государство.
Таким образом, расходы бюджетов представляют собой сложившийся комплекс отношений, способов и приемов, благодаря которым средства из бюджетов поступают по своему назначению <1>.
--------------------------------
<1> См.: Горбунова О.Н., Селюков А.Д., Другова Ю.В. Бюджетное право. М., 2002. С. 51.
|