Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования - это государственные внебюджетные фонды, действующие в России в настоящее время.
Государственные внебюджетные фонды - это денежные фонды, образуемые в форме бюджетов, средства которых аккумулируются на отдельных счетах, открытых в Центральном банке РФ. Государственными внебюджетными фондами управляют органы управления государственными внебюджетными фондами - одноименные некоммерческие организации (финансово-кредитные учреждения), правовой статус которых закреплен в нормативно-правовых актах: Пенсионный фонд Российской Федерации <1>, Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации <2>, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования <3>, территориальные фонды обязательного медицинского страхования <4>. Средства этих фондов принадлежат государству.
--------------------------------
<1> Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утв. Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 2122-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 5. Ст. 180.
<2> Указ Президента РФ от 7 августа 1992 года N 822 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. N 6. Ст. 319; Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 года N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. N 8. Ст. 599.
<3> Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2010. N 49. Ст. 6422.
<4> Там же.
Цель создания целевых внебюджетных фондов, как было указано в первом параграфе настоящей главы, - исполнение наиболее важных публичных расходных обязательств государства: пенсионное обеспечение населения, организация социального и медицинского страхования граждан (ст. 13 Бюджетного кодекса РФ). Такая организация исполнения расходных обязательств позволяет обособить часть доходов государства и использовать полученные денежные средства исключительно на целенаправленное финансирование социально значимых мероприятий. Эта организация исполнения расходных обязательств более эффективна, поскольку исключает расходование денежных средств на иные многочисленные нужды государства.
Так, средства Пенсионного фонда Российской Федерации направляются на выплату государственных пенсий <1>. Также средства этого фонда расходуются на выплату социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти <2>.
--------------------------------
<1> Пункт 6 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 2122-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 5. Ст. 180; статья 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4832.
<2> Статья 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Средства Фонда социального страхования Российской Федерации используются на выплату пособий по временной нетрудоспособности; оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом; государственных пособий гражданам, имеющим детей (пособия по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком и др.), оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения; частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря (для детей работающих граждан); частичное содержание детско-юношеских спортивных школ и др.; а также на выплату социального пособия на погребение <1>.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 года N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. N 8. Ст. 599; статья 4 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1929; статья 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" // СЗ РФ. 2007. N 1. Ч. 1. Ст. 18.
За счет средств государственных фондов обязательного медицинского страхования населению страны предоставляется бесплатная медицинская и лекарственная помощь в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования <1>.
--------------------------------
<1> См.: глава 7 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
При этом необходимо отметить, что целевые внебюджетные фонды - это страховые фонды, которые формируются и используются посредством механизма обязательного страхования - пенсионного, социального, медицинского - действующего в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3686.
В отношениях по обязательному социальному страхованию государство в лице органов управления государственными внебюджетными фондами выступает страховщиком, который формирует страховые фонды и производит за счет средств этих фондов выплаты застрахованным лицам при наступлении страховых случаев (необходимость получения медицинской помощи; временная нетрудоспособность; материнство; инвалидность; наступление старости и др.). Застрахованными лицами являются физические лица, которым государство гарантирует получение определенных социальных благ. Страхователями выступают работодатели, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (в отношении неработающего населения) либо сами физические лица, если они осуществляют предпринимательскую деятельность или частную практику.
Страхователи обязаны уплачивать страховые взносы в целевые внебюджетные фонды. Именно посредством таких платежей преимущественно формируются фонды.
С 1 января 2010 года уплата страховых взносов производится в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" <1> (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3738.
Согласно этому Закону страховые взносы уплачиваются работодателями в целях социального страхования своих работников (организациями, индивидуальными предпринимателями, другими физическими лицами, использующими труд наемных работников, например, домработницы или няни), а также самозанятыми лицами - в целях собственного социального страхования (индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными частнопрактикующими лицами). При этом для последней группы не является обязательным социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, хотя они вправе добровольно вступить в правоотношения по такому социальному страхованию (п. 5 ст. 14).
Правила исчисления и уплаты страховых взносов работодателями и самозанятыми лицами различается.
Работодатели ежемесячно исчисляют страховые взносы исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (выплаченных) работникам в течение расчетного периода (календарный год). При этом по страховым взносам, подлежащим уплате в Пенсионный фонд РФ (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС), устанавливается предельная величина базы для начисления страховых взносов, определяемой нарастающим итогом с начала расчетного периода. Предельная величина базы ежегодно корректируется Правительством РФ: так, по страховым взносам в ФСС в 2010 году предельная величина базы составляла 415 тыс. руб., к 2015 году она выросла до 670 тыс. руб.; для ПФР в 2015 году действовала предельная величина базы в размере 711 тыс. руб. Если общая сумма начислений (выплат) в пользу работника в течение календарного года (т.е. расчетного периода) превышает указанный лимит, то с сумм превышения страховые взносы в ФСС не уплачиваются, а страховые взносы в ПФР исчисляются по пониженной ставке (10%). В целях исчисления страховых взносов установлены тарифы: в ПФР - 26%; в ФСС - 2,9%; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - 5,1%. При этом для работодателей в период с 2010 по 2027 годы (переходный период) установлены пониженные тарифы (ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ).
Для самозанятых лиц указанным Законом установлена стоимость страхового года, которая определяется как произведение минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного на начало финансового года, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз. При этом указанная формула применяется к страховым взносам в ПФР в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 тыс. руб.; если величина дохода плательщика страховых взносов за указанный период превысила 300 тыс. руб., то уплачивается сумма страхового взноса в фиксированном размере, исчисленном по указанной выше формуле, плюс 1% от суммы дохода, превышающего 300 тыс. руб. за расчетный период, при этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ и тарифа страховых взносов в ПФР, увеличенное в 12 раз.
Кроме того, государственные внебюджетные фонды аккумулируют средства и из других источников: средства, выделяемые из федерального бюджета, доходы от капитализации средств, привлечение добровольных взносов <1>.
--------------------------------
<1> См., напр.: Федеральный закон от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" // СЗ РФ. 2008. N 18. Ст. 1943.
|