Среда, 27.11.2024, 17:35
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Правовые основы формирования финансов организаций

Финансовые ресурсы организации - это совокупность всех денежных средств и поступлений, имеющихся в распоряжении хозяйствующего субъекта.

На уровне организации финансовые ресурсы используются на образование денежных фондов целевого назначения (фонд оплаты труда, фонд развития производства, фонд материального поощрения и др.), выполнение обязательств перед государством, банками, поставщиками и другими предприятиями. Финансовые ресурсы также используются для финансирования затрат на приобретение сырья, материалов, оплату труда и др.

Планирование и стимулирование использования финансовых ресурсов реализуется с помощью финансового механизма. Финансовый механизм состоит из пяти взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

Финансовые методы - это способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.

Финансовые рычаги - это приемы действия финансовых методов.

Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает в себя законодательные акты, постановления, приказы и другие правовые документы.

Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма - это инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания, разъяснения и др.

Информационное обеспечение функционирования финансового механизма - это различная экономическая, коммерческая, финансовая и другая информация. К финансовой информации относятся сведения о финансовой устойчивости и платежеспособности партнеров и конкурентов, ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом, валютном рынках, сведения о положении дел на биржевом и внебиржевом рынках, финансовой и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов и др.

Источниками финансовых ресурсов являются все денежные доходы и поступления, которыми располагает предприятие или иной хозяйствующий субъект в определенный период (или на дату), и которые направляются на осуществления денежных расходов и отчислений, необходимых для производственного и социального развития <1>.

--------------------------------

<1> Литовских А.М. Финансовый менеджмент: Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999. С. 76.

В состав финансовых ресурсов организации входят собственные, заемные и привлеченные средства. К собственным финансовым ресурсам организации относятся прибыль и амортизационные отчисления.

Прибыль - это денежное выражение накоплений, создаваемых организациями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат деятельности предприятия.

Прибыль выполняет две функции:

- во-первых, основного источника финансовых ресурсов для расширенного воспроизводства;

- во-вторых, источника доходов государственного бюджета <1>.

--------------------------------

<1> Николаева Т.П. Основы финансов предприятий и финансы отраслей народного хозяйства. М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. С. 42.

Прибыль характеризует все стороны финансово-хозяйственной деятельности организации, поэтому рост прибыли хозяйствующих субъектов свидетельствует об увеличении финансовых резервов и укрепления финансовой системы государства.

Наряду с прибылью немаловажным источником формирования финансовых ресурсов организации являются амортизационные отчисления. Амортизационные отчисления - это денежные средства, предназначенные для возмещения износа предметов, относящихся к основным средствам предприятия (основным фондам).

Норма амортизации представляет собой установленный государством годовой процент погашения стоимости основных фондов и определяет сумму ежегодных амортизационных отчислений. Иначе говоря, норма амортизации - это отношение суммы годовых амортизационных отчислений к стоимости ОПФ, выраженное в процентах.

Нормы амортизации устанавливаются и периодически пересматриваются государством, они едины для всех предприятий и организаций, независимо от их форм собственности и форм хозяйствования.

Организация (налогоплательщик) может самостоятельно выбрать метод амортизации, если иное не установлено законодательством в отношении определенных объектов. Обязательным условием является применение выбранного метода амортизации к группе однородных объектов в течение всего срока полезного использования. Накопление и расходование амортизационных отчислений в бухгалтерском учете отдельно не отражаются. Они расходуются на финансирование капитальных вложений и долгосрочные финансовые вложения.

Таким образом, амортизационные отчисления являются собственным финансовым ресурсом организации. Для амортизации характерна определенная устойчивость. Это связано с фиксированными ставками и возможностью переоценки основных фондов. Амортизационные отчисления обладают большими преимуществами по сравнению с прибылью, т.к. не облагаются налогом.

Амортизационная политика является составной частью общей научно-технической политики государства. Устанавливая норму амортизации, порядок ее начисления и использования, государство регулирует темпы и характер воспроизводства в отраслях, а именно через норму амортизации задается скорость обесценивания, а через нее скорость обновления основных фондов.

К заемным средствам относят кредиты коммерческих банков и других кредитных организаций, иные займы.

Привлеченные финансовые ресурсы организации - это средства, полученные путем выпуска акций, бюджетные ассигнования и средства внебюджетных фондов, а также средства других предприятий, привлеченных для долевого участия.

Структура финансовых ресурсов организаций различается в зависимости от организационно-правовой формы предприятия, его отраслевой принадлежности и других факторов. Так, например, в составе финансовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий имеются бюджетные ассигнования, у предприятий с высоким уровнем технической оснащенности большой удельный вес занимают амортизационные отчисления.

Согласно ст. 113 Гражданского кодекса РФ в организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).

Правовой режим финансов унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, устанавливается собственником (государством, субъектом РФ или муниципальным образованием) и фиксируется в его уставе. Уставной фонд унитарного предприятия подлежит полной оплате собственником на момент регистрации предприятия. Однако последующую ответственность перед государством (муниципальным образованием) и кредиторами за соответствие величины уставного фонда размеру чистых активов несет само унитарное предприятие.

Имущество унитарного предприятия формируется за счет:

- имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

- доходов унитарного предприятия от его деятельности;

- иных не противоречащих законодательству источников.

Примерным уставом федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения (Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 25 августа 2005 года N 205 <1>), установлены следующие источники формирования имущества унитарного предприятия являются:

--------------------------------

<1> Приказ Минэкономразвития РФ от 25 августа 2005 года "Об утверждении Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения" // Российская газета. 2005. N 225.

1) имущество, переданное предприятию по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

2) доходы предприятия от его деятельности, в том числе дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует предприятие;

3) заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций;

4) целевое бюджетное финансирование, дотации;

5) иные источники, не противоречащие законодательству РФ.

Например, Устав федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Министерства внутренних дел Российской Федерации <1> определяет, что источниками формирования имущества указанного предприятия являются:

--------------------------------

<1> Приказ МВД РФ от 13 мая 2011 года N 367 "О некоторых вопросах организации деятельности федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Министерства внутренних дел Российской Федерации" (вместе с Уставом федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Министерства внутренних дел Российской Федерации) // Российская газета. 2011. N 144.

1) имущество, переданное предприятию по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

2) доходы предприятия от его деятельности, в том числе дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует предприятие;

3) заемные средства, полученные по согласованию с МВД России, в форме кредитов по договорам с кредитными организациями и бюджетных кредитов, предоставленных на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации;

4) целевое бюджетное финансирование, дотации;

5) добровольные взносы (пожертвования) организаций и граждан;

6) иные источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Правовой режим финансовых ресурсов казенных предприятий отличается более узким объемом их финансово-правовой компетенции в данной сфере деятельности. Согласно Постановлению Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. N 872 "О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий" <1> финансирование деятельности предприятия осуществляется за счет доходов от реализации производимой им продукции (работ, услуг) в соответствии со сметой доходов и расходов. Основой составления сметы федерального казенного предприятия выступает программа его деятельности, утверждаемая федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие. В случае если при осуществлении деятельности предприятия выявлена возможность получения доходов или необходимость осуществления расходов, которые не были учтены при формировании сметы, либо фактические расходы превысили запланированные, в смету вносятся соответствующие изменения.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2007 года N 872 (ред. от 7 сентября 2011 года) "О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий" // СЗ РФ. 2007. N 52. Ст. 6456.

Как правило, казенное предприятие самостоятельно (т.е. за счет доходов, полученных от реализации своей продукции) осуществляет материальное покрытие затрат по выполнению государственного (муниципального) заказа, плана производственного и социального развития, мероприятий по мобилизационной подготовке и содержанию объектов непроизводственной сферы.

Однако самостоятельное распоряжение полученными доходами допускается только в порядке и объемах, согласованных с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

При недостаточности собственных финансовых средств казенное предприятие вправе осуществлять заимствования, но только при условии согласования с уполномоченным органом объема и направлений использования привлекаемых средств.

Учет долговых обязательств также ведет уполномоченный орган исполнительной власти. При этом ответственность казенного предприятия перед кредитором гарантируется Правительством РФ.

Особенностью правового режима финансовых ресурсов казенных предприятий в отличие от других организаций является нормативно установленная обязанность государства по дополнительному финансированию.

При недостаточности доходов, полученных от реализации своей продукции, казенному предприятию выделяются средства из федерального бюджета.

Решение о выделении казенному предприятию средств из федерального бюджета принимается Правительством РФ. Например, приложением 8 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" предусмотрено выделение субсидий казенным предприятиям оборонно-промышленного комплекса, казенным предприятиям, отнесенным к ведению Минсельхоза России и т.д. <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ (ред. от 20 апреля 2015 года) "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru. 2014. 3 дек.

Распределение и использование доходов предприятия осуществляются на основе сметы доходов и расходов. Федеральное казенное предприятие обязано часть чистой прибыли перечислять в доход федерального бюджета.

Законодательством предусмотрена обязанность казенного предприятия использовать бюджетные ассигнования в течение финансового года; по истечении года неиспользованные государственные средства подлежат возврату в федеральный бюджет.

Выделение бюджетных денежных средств напрямую связано с усиленным режимом финансового контроля за их использованием, следовательно, казенное предприятие обязано предоставить отчет о целевом использовании предоставленных ассигнований уполномоченному органу, в ведении которого оно находится.

Таким образом, финансовые ресурсы организаций находятся в постоянном движении и используются на производственные или инвестиционные цели. Несмотря на различия финансовых ресурсов отдельных организаций, их структура изменялась вместе с развитием экономики. В условиях командно-административной экономики в составе финансовых ресурсов предприятий занимали средства государственного бюджета и кредиты Государственного банка СССР, предприятия не имели возможности использовать такие источники финансовых ресурсов, как выпуск ценных бумаг, привлечение иностранных инвестиций, кредиты коммерческих банков. Развитие финансового рынка дает организациям новые возможности по расширению состава финансовых ресурсов и увеличению их объема.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (11.07.2017)
Просмотров: 2205 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%