Среда, 27.11.2024, 15:37
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Особенности распределения прибыли на государственных и муниципальных предприятиях

Прибыль предприятия представляет собой финансовый результат его деятельности, который рассчитывается как разность между выручкой от реализации и затратами на производство и реализацию. Если выручка превышает затраты, то предприятие имеет прибыль, если затраты больше выручки, то финансовым результатом деятельности является убыток.

Важным источником формирования финансовых ресурсов унитарного предприятия является прибыль. Она формируется в таком же порядке, как в других коммерческих организациях. Однако Бюджетный кодекс РФ определяет прибыль унитарных предприятий как источник неналоговых доходов бюджета. Ввиду того что имущество, закрепленное за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, является собственностью их учредителя, совершенно справедлива позиция законодателя, устанавливающая право собственника имущества унитарного предприятия на часть прибыли от использования этого имущества.

Согласно ст. 294 ГК РФ, государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых законодательством. При этом собственник имущества имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия (п. 1 ст. 295 ГК РФ).

Право собственника имущества государственного (муниципального) предприятия на получение части прибыли от использования указанного имущества реализуется путем перечисления части прибыли предприятия в бюджет Российской Федерации, бюджет субъекта РФ или муниципальный бюджет, в зависимости от того, кто является собственником имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения.

В целях обеспечения эффективного управления государственным сектором экономики и усиления контроля за использованием федерального имущества Правительством РФ было принято Постановление от 3 февраля 2000 года N 104 <1>, которым Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации предписано при утверждении примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, предусматривать в нем наличие обязательных условий, в частности, направление федеральным государственным унитарным предприятием в федеральный бюджет после уплаты налогов и иных обязательных платежей части прибыли, получаемой от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении указанного предприятия. Таким образом, данная обязанность унитарного предприятия должна быть обязательно закреплена в уставе предприятия, а порядок отчисления части прибыли, ее конкретные размеры и сроки отчисления определяются либо Правительством РФ - для федеральных государственных предприятий, либо уполномоченным органом власти субъекта РФ - для государственных предприятий, либо уполномоченным органом местного самоуправления - для муниципальных предприятий.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2000 года N 104 (ред. от 23 марта 2006 года) "Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ" // СЗ РФ. 2000. N 6. Ст. 777.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2002 года N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий" утверждены Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий. В п. 5 Правил указано, что руководитель предприятия ежегодно до 5 апреля вместе с отчетом о деятельности предприятия за прошедший год представляет в федеральный орган исполнительной власти годовую бухгалтерскую отчетность, предложения по уточнению размера части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в текущем году. В случае необходимости до истечения текущего года руководитель предприятия представляет предложения по уточнению мероприятий и показателей деятельности предприятия, предусмотренных программой деятельности предприятия на текущий год.

Одновременно указанные предложения размещаются на межведомственном портале по управлению государственной собственностью в сети Интернет <1>. Часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, определяется как часть прибыли федерального государственного унитарного предприятия, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий финансовый год, осуществляемых за счет чистой прибыли, но не менее 25% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.

--------------------------------

<1> Межведомственный портал по управлению государственной собственностью: https://mvpt.rosim.ru.

При отсутствии утвержденной программы деятельности предприятия на текущий финансовый год часть прибыли предприятия, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется как часть прибыли федерального государственного унитарного предприятия, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, уменьшенной на сумму обязательных отчислений в фонды предприятия, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом предприятия, но не менее 25 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль) определяется на основании данных бухгалтерской отчетности.

Часть прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, в отношении предприятий, включенных в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, в отношении которых установлен специальный порядок принятия федеральными органами исполнительной власти решений по отдельным вопросам деятельности этих предприятий, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 1060-р, определяется федеральными органами исполнительной власти на основании решения Правительства Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации или решений, принимаемых по его поручению Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации или Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации. Часть прибыли таких предприятий, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, определяется как часть прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятий, утвержденных в составе программы деятельности предприятий на текущий финансовый год, осуществляемых за счет чистой прибыли, но не менее 25% прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.

Решение федерального органа исполнительной власти представляется в течение 7 рабочих дней со дня его принятия путем размещения на портале, а перечисление в федеральный бюджет части прибыли осуществляется предприятием до 15 июня. При этом федеральный орган власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, в течение года осуществляет контроль за перечислением в федеральный бюджет части прибыли предприятия на основании анализа ежеквартальной бухгалтерской отчетности предприятия по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, и данных реестра показателей экономической эффективности.

В целях повышения эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий, и обеспечения поступления в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий Правительство РФ в Постановлении от 10 апреля 2002 года N 228 постановило, что федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими права собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия, ежегодно утверждаются показатели экономической эффективности деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий в составе программ их деятельности. Ввиду этого Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти до 20 апреля года, предшествующего планируемому, обязано представлять в Министерство финансов Российской Федерации предложения по объему поступлений в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий.

Практически аналогичный механизм существует и в казенных предприятиях, существуют лишь прописанные пропорции распределения прибыли.

Казенное предприятие при создании наделяется имуществом, необходимым и достаточным для осуществления видов деятельности, предусмотренных уставом предприятия. При этом казенное предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденными в установленном порядке уполномоченным органом программой деятельности и основанной на этой программе сметой доходов и расходов.

По общему правилу распределение и использование доходов казенного предприятия осуществляются в соответствии со сметой доходов и расходов, а размер чистой прибыли предприятия, полученной по результатам отчетного года (нераспределенной прибыли), определяется на основании данных бухгалтерской отчетности. Собственник имущества казенного предприятия также имеет право на получение части доходов, произведенных казенным предприятием в ходе своей деятельности. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется либо Правительством РФ, либо уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ, либо органами местного самоуправления.

Так, на федеральном уровне принято Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2007 года N 872 "О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий", утверждающее Правила создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий, в котором разрешаются вопросы распределения доходов казенного предприятия.

Руководитель предприятия ежегодно представляет в установленном порядке в уполномоченный орган:

1) проект программы деятельности и проект сметы доходов и расходов с обоснованием планируемых мероприятий, затрат на их реализацию, а также ожидаемого эффекта от их выполнения;

2) годовую бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение по годовой бухгалтерской отчетности;

3) отчет об исполнении программы деятельности и сметы доходов и расходов;

4) предложения о распределении чистой прибыли, полученной предприятием по результатам отчетного года.

На основании п. 17 указанных Правил, размер чистой прибыли казенного предприятия, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением уполномоченного органа, принимаемым не позднее 1 июня на основании отчета об исполнении программы деятельности и сметы доходов и расходов, а также предложений о распределении чистой прибыли, полученной предприятием по результатам отчетного года.

Чистая прибыль предприятия по результатам отчетного года распределяется путем зачисления не более 25% полученной чистой прибыли в федеральный бюджет и не менее 75% от полученной чистой прибыли зачисляются в резервный фонд и иные фонды в соответствии с уставом предприятия, а также расходуются по согласованным с уполномоченным органом направлениям, в том числе по направлениям инвестиционного характера. Перечисление в федеральный бюджет прибыли осуществляется до 1 августа. Контроль за перечислением казенным предприятием в федеральный бюджет прибыли в указанном размере осуществляется уполномоченным органом (п. п. 18 - 21 Правил создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий).

В основу распределения прибыли государственных и муниципальных предприятий заложены два метода. Во-первых, налоговый метод является основным в отношении всех предприятий, а не только государственных. Суть данного метода сводится к аккумулированию части прибыли предприятий в бюджет государства посредством налогообложения. Второй метод именуется неналоговым. Содержанием данного метода является образование за счет прибыли различных фондов финансовых ресурсов, предусмотренных законодательством и уставом государственного и муниципального предприятия, и реализация государства и муниципального образования права на часть прибыли предприятия.

Оставшаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, а также после перечисления собственнику части полученной прибыли сохраняется за предприятием и идет на формирование резервного и иных фондов предприятия, создание которых предусмотрено его уставом, на развитие и расширение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, на обучение и повышение квалификации его сотрудников, на инвестирование, внедрение и освоение новой техники и технологий, на рекламу и другие цели, не противоречащие уставу. Направления расходования таких средств определяются самим предприятием.

Прибыль, оставшаяся у предприятия, сохраняется за последним, как и все его имущество, на праве хозяйственного ведения (п. 2 ст. 113 ГК РФ).

Федеральные государственные предприятия, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" <1>, часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, перечисляют в доход Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в порядке, размере и сроки, которые установлены этой Государственной корпорацией в соответствии с указанным Федеральным законом.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6078.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (12.07.2017)
Просмотров: 1083 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%