Государственные доходы являются необходимым финансовым институтом государства с момента его возникновения. Начиная с древнейших времен постоянно расширяющиеся потребности государства приводили к возникновению одних источников финансов и исчезновению других - менее эффективных. Одновременно с этим развивались и правовые доктрины о государственных финансах. Действующая в настоящее время в России система источников доходов бюджетов, являясь закономерным следствием развития научных представлений в этой области, также включает в себя следующие виды источников: налоги, регалии и государственная хозяйственная деятельность. Налоговые платежи (п. 1 ст. 41 БК РФ) и доходы, образующиеся в результате осуществления государством хозяйственной деятельности (абз. 2, 3 п. 3 ст. 41 БК РФ), однозначно определены в качестве доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Третьим источником можно выделить регалии, проанализировав неналоговые доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Представляется, что государственными регалиями следует признать: доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями (абз. 4 п. 3 ст. 41 БК РФ); средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (абз. 5 п. 3 ст. 41 БК РФ), и некоторые другие. Таким образом, можно констатировать, что сформировавшаяся и утвердившаяся к концу XIX века система источников государственных доходов, включавшая в себя три основных источника государственных доходов: налоги, регалии и государственную хозяйственную деятельность, характерна и для современной бюджетной системы, однако прямо в ней не отражена <1>.
--------------------------------
<1> Боженок С.Я. Формирование системы источников государственных доходов // Российский следователь. 2009. N 23. С. 27 - 29.
Для реализации основных функций и задач государства необходимо наличие финансовых ресурсов. Обеспечение финансовыми ресурсами государства осуществляется за счет передачи национального дохода страны в виде различных денежных платежей, за счет которых государство формирует свои доходы, т.е. государственных доходов. Государственные доходы находятся в собственности Российской Федерации и ее субъектов, и распоряжаются ими уполномоченные государственные органы.
Наряду с государственными доходами в Российской Федерации формируются и муниципальные доходы, являющиеся собственностью муниципальных образований. Распоряжение муниципальными доходами также осуществляется соответствующими органами муниципальных образований.
Для формирования государственных и муниципальных доходов мобилизуется часть чистого дохода, которая создается в различных областях общественного производства, а также часть личных доходов граждан. Источниками доходов государства и муниципальных образований служат результаты деятельности различных субъектов в различных областях общественной жизни. В формировании государственных и муниципальных доходов задействованы все звенья финансовой системы государства <1>.
--------------------------------
<1> Финансовое право: Учебник / Отв. ред. С.В. Запольский. 2-е изд., испр. и доп. М., 2011. С. 308.
Государственные доходы - это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства в целях создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны безопасности страны, а также для функционирования государственных органов.
Муниципальные доходы представляют собой часть национального дохода и служат созданию финансовой основы местного самоуправления, используются для решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения соответствующей территории <1>.
--------------------------------
<1> Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 359.
Государственные доходы и муниципальные доходы находятся в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований, распоряжение которыми осуществляют соответствующие органы государственной власти или местного самоуправления.
В состав государственных доходов входят:
- доходы от фискальных монополий;
- налоги и сборы;
- доходы от использования имущества;
- доходы от продажи государственной собственности и поступления от займов;
- безвозмездные поступления.
Часть национального дохода также представляют муниципальные (местные) доходы, которые служат созданию финансовой основы местного самоуправления.
Совокупность всех видов государственных доходов, формируемых разными методами, их взаимоувязанное применение составляют систему государственных доходов.
В соответствии с законодательством Российской Федерации система государственных и местных доходов является единой, что выражается в определении всех основных видов государственных и местных доходов. Федеральным законодательством предусмотрено и распределение доходов по уровням - федеральному, субъектов Федерации и местному, а также определение основ правового режима доходов субъектов Федерации и местных административно-территориальных единиц. В связи с этим правовая основа образования государственных и местных доходов, помимо законодательства РФ, включает и правовые акты государственных органов субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.
Источники и виды государственных доходов, а также значение каждого из них зависят от экономической системы страны. Основополагающими для формирования состава государственных и местных доходов выступают нормы Конституции РФ (ст. ст. 8, 35), закрепляющие как основу экономической системы разнообразие форм собственности, обеспечение им со стороны государства равной защиты, гарантии собственности граждан, создаваемой в результате их участия в общественном производстве, ведения собственного хозяйства, получения иных доходов на условиях, не противоречащих законодательству <1>.
--------------------------------
<1> Там же. С. 361.
Государственные доходы подлежат зачислению в государственные денежные фонды: федеральные и региональные бюджеты, внебюджетные фонды, муниципальные доходы зачисляются в муниципальные денежные фонды - местные бюджеты.
В законодательстве определены все виды денежных платежей, за счет которых осуществляется формирование государственных и муниципальных доходов. Основными инструментами формирования государственных и муниципальных доходов являются налоговые и иные обязательные платежи, установленные и взимаемые государством; займы, эмиссии, использование государственной и муниципальной собственности и др.
В соответствии со ст. 40 БК РФ доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с установленными нормативами.
Государственные и муниципальные доходы можно классифицировать по следующим основаниям:
- в зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений, среди доходов государства и муниципальных образований, можно подразделить на налоговые и неналоговые доходы. Основной источник налоговой части доходов государства - вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыли, заработной платы, добавленной стоимости, ссудного процента, ренты, дивиденда). Неналоговые доходы государства образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы;
- основываясь на порядке образования и использования государственных доходов, их подразделяют на централизованные и нецентрализованные доходы. К первой категории по большому счету можно было отнести доходы бюджета (ст. 47, п. 1 ст. 51 БК РФ), ко второй - самостоятельно зарабатываемые предприятиями и организациями средства при осуществлении экономических взаимоотношений с иными субъектами, которые остаются в их непосредственном распоряжении и используются ими самостоятельно на производственные и социальные нужды;
- в зависимости от метода аккумуляции среди доходов государства и муниципальных образований можно выделить обязательные и добровольные платежи. Первые поступают в распоряжение государства и местных органов самоуправления в обязательном порядке: это налоги, сборы, пошлины, штрафы, финансовые санкции и т.д. На добровольной основе в государственные и местные доходы привлекаются средства организаций и граждан путем проведения лотерей, займов, выпуска акций, использования пожертвований и т.д.;
- с учетом отношений собственности можно говорить о доходах государства в собственном смысле слова и о финансовых ресурсах, которые используются им временно и подлежат возврату. В первом случае это платежи, которые на основании законодательства переходят в государственную или муниципальную (местную) собственность, т.е. становятся федеральной собственностью, собственностью субъектов Федерации или муниципальной собственностью районов, городов и входящих в них административно-территориальных единиц с соответствующим правовым режимом. К ним относятся налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, поступления от использования государственных и местных имуществ и угодий, от приватизации. Среди них могут быть и поступления добровольного характера, например от лотерей, пожертвования. Так, к источникам внебюджетного фонда, помимо установленных обязательных платежей, также устанавливаются и добровольные взносы граждан и организаций.
К финансовым ресурсам государства и муниципальных образований, не являющимися их доходами в прямом смысле, относятся средства, полученные от распространения облигаций государственных и местных займов, кредиты, выданные Центральным банком России или другими банками для пополнения средств бюджетов или внебюджетных государственных и местных фондов.
В качестве кредитных ресурсов широко используются временно свободные средства юридических и физических лиц, хранящиеся на счетах в банках, в том числе вклады граждан в Сберегательном банке РФ. Такие средства подлежат возврату и потому не могут считаться доходами государства (административно-территориальной единицы) в собственном смысле слова, однако это позволяет снять напряженность финансового положения в государстве при недостаточности поступления государственных доходов;
- по территориальному уровню доходы подразделяются на: федеральные, доходы субъектов Федерации, местные доходы (городов, районов и входящих в них административно-территориальных образований);
- классификация доходов государства по социально-экономическому признаку дает наиболее полное представление об их источниках, о связи доходов с различными формами собственности, об эффективности последних в формировании доходов государства. В соответствии с этим признаком в системе доходов государства выделяются поступления:
а) от государственного и муниципального хозяйства, образующиеся в результате производственной деятельности государственных и муниципальных предприятий, а также от использования имуществ и угодий государства, муниципальных образований (например, лесов, других природных ресурсов, от приватизации государственной собственности);
б) от предприятий и организаций негосударственных форм собственности (налоги, сборы, другие платежи);
в) от совместных предприятий, от иностранных предприятий и организаций, действующих на территории Российской Федерации;
г) от личных доходов граждан.
Источники государственных доходов подразделяют на две группы:
1) внутренние - национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения его функций;
2) внешние - национальный доход, а в исключительных случаях - и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репарационных платежей.
Существуют различные методы извлечения государством внутренних источников, к которым относят - налоги, государственный кредит и эмиссионные доходы. Среди них важнейшим методом аккумуляции государством является налоговый, поскольку налоги обеспечивают основную часть государственных доходов.
Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги - основной доход государственной казны, они составляют от 80 до 97% доходной части государственного бюджета.
Государство привлекает государственные ресурсы также кредитным методом. Государственный кредит - это совокупность экономических отношений, которые возникают между государством как заемщиком и кредиторами - физическими или юридическими лицами (частными лицами, финансово-кредитными учреждениями, корпорациями, правительством иностранных государств и международными финансовыми организациями) в процессе формирования общегосударственного фонда денежных ресурсов. Кредитный метод также позволяет привлекать ресурсы иностранных государств и организаций.
Эмиссионный доход является денежными отношениями между государством и физическими и юридическими лицами, в процессе функционирования которых государство получает доход от эмиссии в оборот излишек денег.
|