Неналоговые платежи являются одним из источников денежных поступлений в доходную часть бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации. К числу неналоговых доходов могут быть отнесены обязательные и добровольные платежи. Среди обязательных платежей - по своей правовой природе близкие к налогам и сборам таможенная пошлина, таможенные сборы, сбор за выдачу лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом алкогольной продукции, плата за загрязнение окружающей среды и др. На добровольных началах формируются доходы, получаемые от размещения государственных и муниципальных ценных бумаг, от проведения государственных и муниципальных лотерей.
Необходимость в установлении отличительных признаков налоговых и неналоговых сборов продиктована правильностью квалификации возникающих в судебной практике ситуаций, а также для определения их места и значения в системе источников доходов различных бюджетов Российской Федерации и муниципальных образований. Конституционный Суд РФ, рассмотрев правовую природу квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны, установил, что продажа указанных квот является гражданско-правовой сделкой, предмет которой составляет купля-продажа имущественного права. Поэтому такие платежи не являются налогами или сборами. Заключение сделки купли-продажи имущественных прав на вылов (добычу) водных биологических ресурсов и определение покупателя происходит в результате проведения аукционных торгов, что предусмотрено ст. ст. 447 - 449 ГК РФ. Платежи, которые уплачивают победители аукционных торгов, имеют частноправовой характер и являются неналоговыми доходами Российской Федерации, которые она извлекает путем распоряжения своими исключительными правами <1>. В данном случае мы видим пример неналогового платежа. В связи с этим неналоговые доходы можно определить следующим образом.
--------------------------------
<1> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 6 июля 2001 года N 151-О // СПС "КонсультантПлюс".
Неналоговые доходы государства и муниципальных образований представляют собой поступающие в распоряжение государства и муниципальных образований доходы от использования государственного и муниципального имущества, деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также средства, привлекаемые на добровольных началах <1>.
--------------------------------
<1> Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 366.
Как было отмечено Конституционным Судом РФ, вопрос о правовой природе обязательных платежей как налоговых или неналоговых - в отсутствие их полного нормативного перечня - приобретает характер конституционного, поскольку он связан с понятием законно установленных налогов и сборов и разграничением компетенции между органами законодательной и исполнительной власти. Конституционный Суд РФ указал, что налог можно считать законно установленным лишь в том случае, когда непосредственно в законе определены все перечисленные в Налоговом кодексе элементы налогового обязательства, включая налоговую ставку; вопрос о том, какие именно элементы обложения сбором должны быть закреплены в законе, решает сам законодатель, исходя из характера конкретного сбора. То есть, в отличие от налогов, сборы могут рассматриваться как законно установленные не только в том случае, когда ставки платежей предусмотрены непосредственно законом, но, в частности, и тогда, когда такие ставки на основании указания закона устанавливаются органами исполнительной власти <1>.
--------------------------------
<1> Определения от 10 декабря 2002 года N 283-О и N 284-О // СЗ РФ. 2002. N 52. Ст. 5289, 5290.
В отличие от налоговых доходов, имеющих только обязательный характер, неналоговые доходы могут носить добровольный и обязательный характер. Неналоговые платежи обязательного характера отличаются от налогов определенной возмездностью, так как их взимание обусловливается предоставлением плательщику права на занятие определенной деятельностью, получение услуг со стороны государства, имеющих юридическое значение, пользование государственным имуществом. Следовательно, можно требовать совершения государственными органами действий, связанных с платежами. Данные платежи могут иметь целевой характер (платы за негативное воздействие на окружающую среду).
Также следует отметить, что обязательные неналоговые доходы от налоговых отличаются нормативным регулированием. Налоговые доходы формируются в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в то время как нормативное регулирование обязательных неналоговых доходов может осуществляться комплексом нормативных правовых актов различной отраслевой принадлежности.
Иные обязательные неналоговые платежи носят штрафной характер. При этом закрепляется возможность принудительного взыскания неуплаченных неналоговых платежей. В совокупности с доходами, получаемыми от исполнения денежных обязанностей, доходы от денежных взысканий составляют доходную основу публичных финансов. В п. 1 ст. 46 БК РФ определено, что суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства РФ подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Кучеров И.И. Денежные взыскания: проблемы правовой идентификации // Журнал российского права. 2013. N 5. С. 22 - 36.
|