В соответствии со ст. ст. 12 - 15 и 18 Налогового кодекса Российской Федерации, систему налогов и сборов Российской Федерации можно определить как совокупность федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а также специальных налоговых режимов.
Необходимо различать понятия "налоговая система" и "система налогов и сборов", поскольку в первое понятие, кроме системы налогов и сборов, принято включать также принципы установления и взимания налогов и сборов, систему уполномоченных государственных органов и т.д.
Исходя из определения, которое было дано ранее, можно сказать, что в систему налогов и сборов в Российской Федерации включаются следующие налоги и сборы.
Федеральные налоги и сборы (ст. 13 НК РФ):
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) налог на прибыль организаций;
5) налог на добычу полезных ископаемых;
6) водный налог;
7) сборы за пользование объектами животного мира;
8) государственная пошлина.
Региональные налоги (ст. 14 НК РФ):
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
Местные налоги (ст. 15 НК РФ):
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) торговый сбор.
Специальные налоговые режимы:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
5) патентная система налогообложения.
Задача классификации налогов должна заключаться в том, чтобы отыскать такой принцип группировки разнообразия налоговых форм, который проистекал бы из различия в самой природе налогов и связанного с этим различия в их организации <1>.
--------------------------------
<1> Соколов А.А. Указ. соч. С. 93.
Налоги принято классифицировать по нескольким основаниям.
Налоговый кодекс предлагает только одно основание для классификации налогов - по уровню правового регулирования можно подразделить налоги: на федеральные, региональные и местные (ст. 12 НК РФ).
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ. Однако они могут поступать не только в федеральный бюджет, они могут зачисляться и в бюджеты субъектов и муниципальных образований.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов России о налогах, но вводятся в действие представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов России и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом России, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются только НК РФ.
Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено п. 4 и п. 7 ст. 12 НК РФ.
При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются только Налоговым кодексом России.
Возможность определять обязательные элементы налога в соответствующих законах субъектов Российской Федерации и актах представительных органов муниципальных образований проистекает из ст. ст. 71 (пункт "з"), 73 и 132 (ч. 1) Конституции Российской Федерации.
Федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, самостоятельно определяя не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств (см. ст. 71 п. "з" Конституции России).
Применительно к субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления понятие "установление налогов и сборов" имеет иной юридический смысл. При этом право субъектов Российской Федерации на установление налогов всегда носит производный характер, поскольку субъекты Российской Федерации связаны этими общими принципами, установление которых находится в совместном ведении.
Выявление конституционного смысла гарантированного Конституцией Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации права устанавливать налоги возможно только с учетом основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. ст. 34 и 35 Конституции Российской Федерации, а также конституционного принципа единства экономического пространства. Исходя из необходимости достижения равновесия между указанными конституционными ценностями, налоговая политика стремится к унификации налоговых изъятий. Этой цели служит и такой общий принцип налогообложения и сборов, как исчерпывающий по своему характеру перечень региональных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и вытекающие из него ограничения по введению дополнительных налогов и обязательных отчислений, а также по повышению ставок налогов и налоговых платежей <1>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 года N 5-П "По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Наука выработала следующие основания классификации налогов:
1) по субъектам плательщиков:
- налоги с организаций - обязательные платежи, взыскиваемые только с налогоплательщиков-организаций (налог на имущество организаций, налог на прибыль и др.);
- налоги с физических лиц - обязательные платежи, взимаемые с налогоплательщиков - физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.);
- общие налоги для физических лиц и организаций - обязательные платежи, уплачиваемые всеми категориями налогоплательщиков независимо от их вида (например, земельный налог, транспортный налог);
2) одним из самых сложных оснований разделения налогов является их деление на прямые и косвенные. Сложность разделения в данном случае выражается в сложности определения основания для такого деления, некоторыми учеными предлагается это основание именовать "по способу изъятия" <1>, другими "по совпадению юридического и фактического плательщика" <2>, кроме того, подобные налоги некоторыми именуются также подоходно-поимущественными (прямые) и налогами на потребление (косвенные) <3>:
--------------------------------
<1> Клейменова М.О. Налоговое право: Учеб. пособие. М.: Московский финансово-промышленный университет "Синергия", 2013.
<2> Тютин Д.В. Налоговое право: Курс лекций // СПС "КонсультантПлюс". 2012.
<3> Грачева Е.Ю., Ивлиева М.Ф., Соколова Э.Д. Налоговое право: Учебник. М.: Юристъ, 2005. С. 29.
- прямые налоги - взимаются в процессе приобретения материальных благ, определяются размером объекта обложения и уплачиваются производителем или собственником. Прямые налоги могут подразделяться на личностные налоги, уплачиваемые налогоплательщиком за счет и в зависимости от полученного дохода (прибыли) и учитывающие финансовую состоятельность плательщика - НДФЛ, налог на прибыль организации; и реальные налоги, уплачиваемые с имущества, в основе которых лежит не реальный, а предполагаемый средний доход, получение которого только ожидается, - налог на вмененный доход;
- косвенные налоги - взимаются в процессе расходования материальных благ, определяются размером потребления, включаются в виде надбавки к цене товара и уплачиваются потребителем (акцизы, налог на добавленную стоимость и др.). Важнейшим критерием для разграничения прямых и косвенных налогов выступает лицо, которое является налогоплательщиком и того лица, которое непосредственно несет бремя налогообложения. При прямом налогообложении плательщик налога и лицо, несущее бремя, совпадают, а при косвенном - нет;
3) по характеру использования налоги бывают:
- общие налоги - расходуются на цели, определенные в бюджете. К данному виду налогов относится большинство современных налогов;
- целевые налоги - используются на строго определенные цели, например транспортный налог;
4) по способу обложения:
- кадастровые - представляют собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доход), которые классифицируются по внешним признакам - размер участка (земельный налог), объем двигателя (транспортный налог);
- декларационные - налоги, на которые подается официальное заявление налогоплательщика о полученных доходах за определенный период времени;
5) в зависимости от периодичности взимания:
- разовые - уплачиваются один раз в течение определенного периода при совершении конкретных действий (сборы и пошлины);
- регулярные - систематические (текущие) (налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и др.);
6) в зависимости от субъекта, исчисляющего налог:
- окладные - исчисляемые налоговыми органами;
- не окладные - исчисляемые налогоплательщиком;
7) по объекту налогообложения:
- имущественные - налог на имущество организаций;
- на доходы - налог на доходы физических лиц;
- на определенные виды деятельности - при определении этих налогов учитывается осуществление определенных видов деятельности, а не размер полученных доходов, например некоторые виды акциза.
|