Среда, 27.11.2024, 16:00
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Понятие налогового права Российской Федерации. Его место в системе отечественного права

Для того чтобы раскрыть понятие налогового права Российской Федерации, необходимо для начала определить его предмет.

Предметом права выступают общественные отношения. Согласно ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, которые и составляют предмет налогового права.

Отношения, являющиеся предметом налогового права, характеризуются следующими особенностями:

- имеют преимущественно имущественный характер:

- направлены на формирование денежных фондов государства и муниципальных образований;

- имеют властный характер;

- обязательными участниками отношений выступают государство и муниципальные образования в лице уполномоченных органов и должностных лиц;

- имеют как имущественный (материальный), так и неимущественный (процессуальный, процедурный) характер.

Таким образом, предмет налогового права является составной частью предмета финансового права, поскольку деятельность, осуществляемая в рамках налоговых правоотношений по установлению, введению и взиманию налогов, является лишь одним из методов финансовой деятельности государства, методов формирования публичного денежного фонда - бюджета.

Методы осуществления налоговой деятельности имеют большое значение для уяснения качественной стороны налоговых правоотношений.

Метод права - это совокупность юридических приемов и способов, посредством которых происходит правовая регламентация общественных отношений. Для публичных отраслей права характерно преобладание императивного метода правового регулирования.

В налоговом праве выделяют два метода:

1) императивный;

2) диспозитивный.

Императивный метод или метод властных предписаний предполагает субординацию сторон, одной из которых - налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие, а другой - налогоплательщику - обязанность повиновения. Требование налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следуют не из договора, а из закона <1>. Однако важно понимать, что власть налоговых органов не является безграничной, их деятельность обусловлена законом и именно ему подчиняются и налоговые органы, и иные субъекты налоговых правоотношений. Большая степень правовой регламентации - вот что в первую очередь характеризует императивный метод в налоговом праве. Налоговые органы, например, не могут осуществлять налоговый контроль в иных формах и методах, чем установленные Налоговый кодексом Российской Федерации.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 года N 20-П.

Преобладание императивного метода характеризуется наличием позитивных обязываний, отсутствием возможности субъектам права исходя из собственной воли приобретать права и обязанности, определять их содержание, осуществлять их или распоряжаться ими, поскольку лица должны следовать предписаниям актов, которые не предполагают усмотрения сторон.

Диспозитивный метод обычно применяется при регулировании гражданско-правовых отношений, однако в последнее время роль этого метода в регулировании налоговых правоотношений возросла.

Диспозитивный метод предполагает использование дозволений, которые предполагают поиск компромисса. В налоговом праве этот метод проявляется в предоставлении субъектам права выбора поведения.

Диспозитивность проявляется, например, в следующем:

- налогоплательщик может выбрать метод учета доходов и расходов по налогу на прибыль организаций (ст. ст. 271 - 273, 313 НК РФ);

- налогоплательщик может заключить с другими налогоплательщиками договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков для особого исчисления и уплаты налога на прибыль организаций (п. 1 ст. 25.1 НК РФ);

- налогоплательщик может заключить с налоговым органом соглашение о ценообразовании (ст. 105.19 НК РФ) и т.д.

Однако необходимо понимать, что диспозитивность в регулировании налоговых отношений хоть и присутствует, но не является определяющим методом правового регулирования.

Исходя из изложенного налоговое право можно определить как подотрасль финансового права, включающую в себя совокупность правовых норм, регулирующих налоговые правоотношения императивным и диспозитивным методами в соответствующей публичному праву пропорции.

Налоговое право имеет свое внутренне строение. Традиционно в качестве элементов системы налогового права выделяют общую и особенную часть. Общая часть регулирует группы однородных отношений, которые объединяются в правовые нормы - самые мелкие элементы системы. В свою очередь, нормы могут быть образовывать более крупные элементы - подынституты или субинституты (например, налоговой проверки), которые включаются в более значимые подразделения системы - институты (например, налогового контроля) <1>. К особенной части налогового права относятся нормы, которые конкретизируют установленные в общей части нормы применительно к конкретному налогу или сбору.

--------------------------------

<1> См.: Кирилина В.Е. Система налогового права: проблемы определения элементного состава // Финансовое право. 2011. N 11. С. 32 - 34.

Налоговое право не существует обособленно от других отраслей права, оно соприкасается и взаимодействует с бюджетным правом, конституционным правом, гражданским правом и другими отраслями и подотраслями права.

Конституционное право и налоговое право. Основные права и обязанности закреплены в Конституции Российской Федерации, к подобной основной обязанности относится и обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. В ст. 57 Конституции России закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, при этом законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Но не только в этом проявляется взаимосвязанность конституционного и налогового права. Необходимо также отметить, что поскольку установление и введение налогов является предметом отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, то большое значение в этой связи приобретают заложенные в Конституции России принципы конституционного федерализма, а также основные полномочия органов государственной власти.

Налоговое и гражданское право. Предметом гражданского и налогового права являются имущественные отношения. Налоговые отношения как отношения, возникающие преимущественно на основе властных предписаний, могут быть обусловлены результатом осуществления гражданских правоотношений. Например, возникший в результате сделки доход становится объектом налогообложения.

Налоговое право и бюджетное право. Налог является основным источником пополнения бюджета, таким образом, правовое регулирование налоговых отношений оказывает влияние и на бюджетные отношения в том числе. Например, если устанавливается налоговая льгота по земельному налогу федеральным органом власти путем внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, то возникает необходимость предусмотреть механизмы компенсации выпадающих доходов бюджета для муниципальных образований.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (12.07.2017)
Просмотров: 288 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%