Для того чтобы раскрыть понятие налогового права Российской Федерации, необходимо для начала определить его предмет.
Предметом права выступают общественные отношения. Согласно ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, которые и составляют предмет налогового права.
Отношения, являющиеся предметом налогового права, характеризуются следующими особенностями:
- имеют преимущественно имущественный характер:
- направлены на формирование денежных фондов государства и муниципальных образований;
- имеют властный характер;
- обязательными участниками отношений выступают государство и муниципальные образования в лице уполномоченных органов и должностных лиц;
- имеют как имущественный (материальный), так и неимущественный (процессуальный, процедурный) характер.
Таким образом, предмет налогового права является составной частью предмета финансового права, поскольку деятельность, осуществляемая в рамках налоговых правоотношений по установлению, введению и взиманию налогов, является лишь одним из методов финансовой деятельности государства, методов формирования публичного денежного фонда - бюджета.
Методы осуществления налоговой деятельности имеют большое значение для уяснения качественной стороны налоговых правоотношений.
Метод права - это совокупность юридических приемов и способов, посредством которых происходит правовая регламентация общественных отношений. Для публичных отраслей права характерно преобладание императивного метода правового регулирования.
В налоговом праве выделяют два метода:
1) императивный;
2) диспозитивный.
Императивный метод или метод властных предписаний предполагает субординацию сторон, одной из которых - налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие, а другой - налогоплательщику - обязанность повиновения. Требование налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следуют не из договора, а из закона <1>. Однако важно понимать, что власть налоговых органов не является безграничной, их деятельность обусловлена законом и именно ему подчиняются и налоговые органы, и иные субъекты налоговых правоотношений. Большая степень правовой регламентации - вот что в первую очередь характеризует императивный метод в налоговом праве. Налоговые органы, например, не могут осуществлять налоговый контроль в иных формах и методах, чем установленные Налоговый кодексом Российской Федерации.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 года N 20-П.
Преобладание императивного метода характеризуется наличием позитивных обязываний, отсутствием возможности субъектам права исходя из собственной воли приобретать права и обязанности, определять их содержание, осуществлять их или распоряжаться ими, поскольку лица должны следовать предписаниям актов, которые не предполагают усмотрения сторон.
Диспозитивный метод обычно применяется при регулировании гражданско-правовых отношений, однако в последнее время роль этого метода в регулировании налоговых правоотношений возросла.
Диспозитивный метод предполагает использование дозволений, которые предполагают поиск компромисса. В налоговом праве этот метод проявляется в предоставлении субъектам права выбора поведения.
Диспозитивность проявляется, например, в следующем:
- налогоплательщик может выбрать метод учета доходов и расходов по налогу на прибыль организаций (ст. ст. 271 - 273, 313 НК РФ);
- налогоплательщик может заключить с другими налогоплательщиками договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков для особого исчисления и уплаты налога на прибыль организаций (п. 1 ст. 25.1 НК РФ);
- налогоплательщик может заключить с налоговым органом соглашение о ценообразовании (ст. 105.19 НК РФ) и т.д.
Однако необходимо понимать, что диспозитивность в регулировании налоговых отношений хоть и присутствует, но не является определяющим методом правового регулирования.
Исходя из изложенного налоговое право можно определить как подотрасль финансового права, включающую в себя совокупность правовых норм, регулирующих налоговые правоотношения императивным и диспозитивным методами в соответствующей публичному праву пропорции.
Налоговое право имеет свое внутренне строение. Традиционно в качестве элементов системы налогового права выделяют общую и особенную часть. Общая часть регулирует группы однородных отношений, которые объединяются в правовые нормы - самые мелкие элементы системы. В свою очередь, нормы могут быть образовывать более крупные элементы - подынституты или субинституты (например, налоговой проверки), которые включаются в более значимые подразделения системы - институты (например, налогового контроля) <1>. К особенной части налогового права относятся нормы, которые конкретизируют установленные в общей части нормы применительно к конкретному налогу или сбору.
--------------------------------
<1> См.: Кирилина В.Е. Система налогового права: проблемы определения элементного состава // Финансовое право. 2011. N 11. С. 32 - 34.
Налоговое право не существует обособленно от других отраслей права, оно соприкасается и взаимодействует с бюджетным правом, конституционным правом, гражданским правом и другими отраслями и подотраслями права.
Конституционное право и налоговое право. Основные права и обязанности закреплены в Конституции Российской Федерации, к подобной основной обязанности относится и обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. В ст. 57 Конституции России закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, при этом законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Но не только в этом проявляется взаимосвязанность конституционного и налогового права. Необходимо также отметить, что поскольку установление и введение налогов является предметом отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, то большое значение в этой связи приобретают заложенные в Конституции России принципы конституционного федерализма, а также основные полномочия органов государственной власти.
Налоговое и гражданское право. Предметом гражданского и налогового права являются имущественные отношения. Налоговые отношения как отношения, возникающие преимущественно на основе властных предписаний, могут быть обусловлены результатом осуществления гражданских правоотношений. Например, возникший в результате сделки доход становится объектом налогообложения.
Налоговое право и бюджетное право. Налог является основным источником пополнения бюджета, таким образом, правовое регулирование налоговых отношений оказывает влияние и на бюджетные отношения в том числе. Например, если устанавливается налоговая льгота по земельному налогу федеральным органом власти путем внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, то возникает необходимость предусмотреть механизмы компенсации выпадающих доходов бюджета для муниципальных образований.
|