Согласно п. 2 ст. 1 НК РФ Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации, в том числе:
1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
5) формы и методы налогового контроля;
6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Действие Налогового кодекса Российской Федерации распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо им предусмотрено (п. 3 ст. 1 НК РФ).
Налоговый кодекс Российской Федерации занимает особое положение среди источников налогового права, поскольку представляет собой кодифицированный акт прямого действия. Кодификация налогового законодательства, начатая в 1997 году, продолжается до сих пор. НК РФ заменил множество налоговых законов, действовавших ранее.
В процессе кодификации происходит систематизация и переосмысление действующих норм. Кодификация способствует структурированию налогового права как целостного нормативного комплекса, что, безусловно, способствует упрощению налогового законодательства для понимания его налогоплательщиком, не обладающим специальными профессиональными знаниями. Преимущества кодификации авторами видятся в следующем, она: способствует реализации принципа нормативно-правовой экономии; позволяет сформировать общую часть налогового права; положила начало формированию налогового процесса как особого, самостоятельного института налогового законодательства; способствует унификации налогового законодательства, его единообразному пониманию и применению; стабилизирует отраслевое законодательство; позволяет выстроить иерархию источников налогового права, необходимую для любой системы нормативных актов <1>.
--------------------------------
<1> См.: Демин А.В. Налоговое право России: Учеб. пособие. Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006; СПС "КонсультантПлюс".
Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации была принята Государственной Думой 16 июля 1998 года и одобрена Советом Федерации 17 июля 1998 года. Президент Российской Федерации подписал НК РФ 31 июля 1998 года и обнародовал его 6 августа 1998 года. Основные статьи части первой Налогового кодекса России вступили в силу с 1 января 1999 года.
Первое января 2001 года является датой вступления некоторых глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Последним налогом, порядок взимания которого регулировался не Налоговым кодексом Российской Федерации, до 1 января 2015 года являлся налог на имущество физических лиц.
Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Нормативные акты представительных актов муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Подзаконные акты
В соответствии со ст. 4 НК РФ к подзаконным актам, являющимся источниками налогового права, можно отнести: нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.
Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Особенно отмечено в п. 2 ст. 4 НК РФ, что Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, его территориальные органы, а также подчиненные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела таможенные органы Российской Федерации не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. Однако из этого правила есть исключение, которое возможно только по прямому указанию Налогового кодекса Российской Федерации. Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации: "Положение п. 2 ст. 4 НК РФ является общим правилом, которое, однако, не означает, что федеральный законодатель лишен права наделить данный федеральный орган исполнительной власти отдельными полномочиями по изданию подзаконного нормативного правового акта по тому или иному вопросу, касающемуся организации деятельности налоговых органов по взиманию налогов и сборов, путем прямого указания таких полномочий в Налоговом кодексе Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> Определение Конституционного Суда РФ от 24 февраля 2011 года N 195-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Завод "Людиновокабель" на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 6 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Президент Российской Федерации не обладает правом правотворчества в сфере налогов и сборов, однако законы Российской Федерации не содержат и прямого запрета, в связи с этим принято считать, что Президент России может в чрезвычайных обстоятельствах урегулировать налоговые отношения, которые не были урегулированы законом, при условии что такие указы не противоречат Конституции и федеральным законам и не отнесены к компетенции органов представительной власти (например, устанавливать новые налоги).
Признание акта не соответствующим Налоговому кодексу России
В соответствии со ст. 6 НК РФ, возможно признание нормативного правового акта не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, которое, если не предусмотрено иное, осуществляется в судебном порядке. Правительство Российской Федерации, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.
Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, если такой акт:
1) издан органом, не имеющим в соответствии с НК РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;
2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, установленные НК РФ;
3) вводит обязанности, не предусмотренные НК РФ, или изменяет определенное Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;
4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК РФ;
5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК РФ;
6) разрешает или допускает действия, запрещенные НК РФ;
7) изменяет установленные НК РФ основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;
8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в НК РФ, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в НК РФ;
9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ.
Может сложиться мнение, что Налоговый кодекс Российской Федерации имеет приоритет над другими законами, однако в этой связи необходимо учесть позицию Конституционного Суда Российской Федерации, который неоднократно указывал, что Конституцией Российской Федерации не определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида, в данном случае - федеральных законов. Ни один федеральный закон в силу ст. 76 Конституции Российской Федерации не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой <1>. Это мнение при отсутствии закона, определяющего понятие нормативного правового акта, их иерархии, а также правил разрешения коллизий делают ситуацию с источниками налогового права и порядком их толкования еще более запутанной.
--------------------------------
<1> Определение Конституционного Суда РФ от 3 февраля 2000 года N 22-О "По запросу Питкярантского городского суда Республики Карелия о проверке конституционности статьи 26 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
|