Среда, 27.11.2024, 17:25
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 64
Гостей: 64
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Налогоплательщики: понятие, виды, их права и обязанности

Согласно ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом России возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Основными видами налогоплательщиков являются:

- организация;

- физическое лицо.

Понятие организации является уникальным для налогового права, что означает, что это понятие используется в соответствии с определением, которое дано в ст. 11 НК РФ специально для целей законодательства о налогах и сборах.

Под организациями в соответствии с вышеуказанной статьей понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Пункт 3 ст. 49 ГК РФ предусматривает, что правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Таким образом, понятие юридического лица уже, чем понятие организации, поскольку для целей налогообложения в понятие организации включены не только юридические лица, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ, но и иностранные юридические лица и иные корпоративные образования, международные организации, их филиалы и представительства.

Налоговый кодекс Российской Федерации вводит еще одно важное понятие, связанное с организацией - обособленное подразделение организации, которым признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ). Это понятие используется только для целей налогообложения и отличается от известных гражданскому законодательству категорий филиала и представительства, поскольку к нему не предъявляется требований предварительной регистрации. Обособленное подразделение может иметь или не иметь статус филиала или представительства. Наличие обособленного подразделения влияет на порядок исчисления и уплаты налогов, а также на налоговый контроль. Обособленное подразделение не является самостоятельным юридическим лицом и налогоплательщиком, оно призвано исполнять обязанности организаций на местах, в части полученных от деятельности этого обособленного подразделения доходов.

Иностранные организации могут осуществлять деятельность на территории Российской Федерации, через созданное здесь постоянное представительство. Необходимо различать понятия "постоянное представительство для целей налогообложения" и "представительство иностранной организации".

Под постоянным представительством согласно п. 2 ст. 306 НК РФ понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную:

- с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

- проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

- продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

- осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением деятельности, относящейся к категории вспомогательной или подготовительной.

Деятельностью иностранной организации на территории Российской Федерации также признается деятельность, осуществляемая иностранной организацией - оператором нового морского месторождения углеводородного сырья и связанная с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья.

Постоянное представительство считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение. При этом деятельность по созданию отделения сама по себе не создает постоянного представительства. Постоянное представительство прекращает существование с момента прекращения предпринимательской деятельности через отделение иностранной организации.

Иное определение постоянного представительства может содержаться в соглашении об избежании двойного налогообложения в отношении доходов и капитала <1>.

--------------------------------

<1> См.: Договор между РФ и США от 17 июня 1992 года "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал".

Постоянное представительство бывает имущественного и агентского типов. К имущественному типу относится: отделение, строительная площадка и т.д., а к агентскому типу относится зависимый агент.

Под физическими лицами понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (ст. 11 НК РФ). Правоспособность физического лица возникает с момента его рождения, однако момент возникновения дееспособности в Налоговом кодексе не установлен, возраст налогоплательщика не имеет значения для возникновения у него налоговой обязанности. Налоговый кодекс Российской Федерации определяет возраст налоговой деликтоспособности физического лица. Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за налоговые правонарушения только по достижении им 16 лет.

Таблица 6.1

Классификация налогоплательщиков

Виды

Организация

Физическое лицо

По объему налоговой обязанности: резидент и нерезидент

Резиденты

Полная налоговая обязанность. Уплачивают налоги, с доходов, полученных как на территории государства, так и за его пределами

1) российские организации;

2) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения, - для целей применения этого международного договора;

3) иностранные организации, местом фактического управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором по вопросам налогообложения

Физические лица, находящиеся на территории Российской Федерации более 183 дней в течение следующих подряд 12 месяцев

Нерезиденты

Ограниченная налоговая обязанность. Уплачивают налоги с доходов от источников в Российской Федерации

Имеющие постоянное представительство и не имеющие постоянного представительства

Имеющие постоянную налоговую базу (если предусмотрено соглашениями об избежании двойного налогообложения) или не имеющие такового

2. По целям деятельности

Коммерческие и некоммерческие

Адвокаты и нотариусы

3. По видам деятельности

Банки, страховые организации и т.д.

По наличию особого правового статуса

Консолидированная группа налогоплательщиков - добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков (далее - налог на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков

Индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями (ст. 11 НК РФ)

Взаимозависимые лица (раздел V.1 НК РФ).

Если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, то указанные лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения.

Способы признания:

1) нормативный (основания установлены в п. 2 ст. 105.1 НК РФ);

2) самопризнание;

3) признание судом

Нормативные основания

- организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25%;

- организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%;

- организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица;

- организации, в которых более 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ;

- организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;

физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению; физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный

Смешанные составы

- физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25%;

- организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

- организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

- организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%

Участники инвестиционного товарищества (ст. 24.1 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 ноября 2011 года N 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе" под совместной инвестиционной деятельностью понимается осуществляемая товарищами совместно на основании договора инвестиционного товарищества деятельность по приобретению и (или) отчуждению не обращающихся на организованном рынке акций (долей), облигаций хозяйственных обществ, товариществ, финансовых инструментов срочных сделок, а также долей в складочном капитале хозяйственных партнерств.

По договору инвестиционного товарищества двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и осуществлять совместную инвестиционную деятельность без образования юридического лица для извлечения прибыли (п. 1 ст. 3 НК РФ). Сторонами договора инвестиционного товарищества могут быть коммерческие организации, а также в случаях, установленных федеральным законом, некоммерческие организации постольку, поскольку осуществление инвестиционной деятельности служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Физические лица могут быть сторонами договора инвестиционного товарищества в случае, если они являются индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (п. 3 ст. 3 указанного Закона):

- налог на прибыль, НДФЛ каждый товарищ уплачивает самостоятельно;

- остальные налоги уплачивает управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета.

Он же признается налоговым агентом по доходам иностранных лиц от участия в инвестиционном товариществе.

Управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета, обязан:

1) направлять в налоговый орган по месту своего учета копию договора инвестиционного товарищества (за исключением инвестиционной декларации), сообщать о его прекращении, сообщать о выполнении, прекращении выполнения функций управляющего товарища в срок не позднее пяти дней со дня заключения указанного договора, его прекращения, начала, прекращения выполнения функций управляющего товарища;

2) вести обособленный налоговый учет по операциям инвестиционного товарищества в порядке, установленном главой 25 НК РФ;

3) представлять в налоговый орган по месту своего учета расчет финансового результата инвестиционного товарищества;

4) сообщать в налоговый орган по месту своего учета об открытии или о закрытии счетов инвестиционного товарищества в течение семи дней со дня открытия или закрытия таких счетов;

5) в порядке и в сроки, установленные договором инвестиционного товарищества, но не позднее пятнадцати дней до окончания срока представления в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов) по налогу на прибыль организаций, установленных НК РФ, предоставлять участникам договора копию расчета финансового результата инвестиционного товарищества и сведения о приходящейся на каждого из них доле прибыли (убытка) инвестиционного товарищества. Управляющий товарищ предоставляет товарищам сведения о доле прибыли (убытка) инвестиционного товарищества, приходящейся на каждого из них, по каждому виду доходов, налоговая база по которым в соответствии с Кодексом определяется отдельно;

7) в случае если в расчет финансового результата инвестиционного товарищества вносятся уточнения, представлять уточненный расчет в налоговый орган по месту своего учета и предоставлять участникам договора копию уточненного расчета финансового результата инвестиционного товарищества в течение пяти дней с даты внесения уточнений. Управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета, в отношениях, связанных с ведением дел инвестиционного товарищества, имеет те же права, что и налогоплательщики.

6) предоставлять участникам договора инвестиционного товарищества сведения, предусмотренные Федеральным законом "Об инвестиционных товариществах";

Контролируемая иностранная компания и контролирующие лица (ст. ст. 25.13 - 25.15 гл. 3.4 НК РФ):

- дополнительные обязанности по предоставлению информации;

- дополнительные обязанности по декларированию в России дохода иностранной компании и уплате соответствующего налога.

Контролируемой иностранная компания (в том числе иностранная структура без образования юридического лица) признается, если соблюдаются оба условия:

организация не является резидентом России и контролирующими лицами организации являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами России.

Контролирующим лицом организации признаются физические или юридические лица:

1) доля участия которых в организации составляет более 25%;

2) доля участия которых в организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц - включая супругов и несовершеннолетних детей) составляет более 50%. Доля участия организации в другой организации или физического лица в организации определяется в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 105.2 НК РФ. При этом при определении доли физического лица в организации учитываются единоличное участие и участие совместно с супругами и несовершеннолетними детьми. Контролирующим лицом организации может быть признано (в порядке, предусмотренном п. п. 8 - 12 ст. 25.14 НК РФ) лицо, не отвечающее признакам, установленным п. 3 ст. 25.13 НК РФ, но осуществляющее контроль над такой организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей.

Осуществлением контроля над организацией признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и этой организацией и (или) иными лицами.

Осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры

Оператор нового морского месторождения добычи углеводородного сырья (ст. 25.7 гл. 3.2 НК РФ) Особый порядок налогообложения по: НДС, налогу на прибыль организаций, НДПИ, налогу на имущество организаций и транспортному налогу

Организация признается оператором нового морского месторождения углеводородного сырья в случае, если такая организация одновременно удовлетворяет следующим условиям:

1) в уставном капитале организации прямо или косвенно участвует организация, владеющая лицензией на пользование участком недр, в границах которого предполагается осуществлять поиск, оценку, разведку и (или) разработку нового морского месторождения углеводородного сырья, либо организация, являющаяся взаимозависимым лицом с организацией, владеющей такой лицензией;

2) организация осуществляет хотя бы один из видов деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, собственными силами и (или) с привлечением подрядных организаций;

3) организация осуществляет деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, на основе договора, заключенного с владельцем лицензии в отношении нового морского месторождения углеводородного сырья и (или) участка недр, и такой договор предусматривает выплату организации-оператору вознаграждения, размер которого зависит в том числе от объема добытого углеводородного сырья на соответствующем морском месторождении углеводородного сырья и (или) выручки от реализации этого сырья (операторский договор)

Участники регионального инвестиционного проекта (ст. ст. 25.8 - 25.12 гл. 3.3 НК РФ) Применяются меры налогового стимулирования

Участником регионального инвестиционного проекта является организация, которая получила статус участника регионального инвестиционного проекта и которая непрерывно в течение указанных в п. п. 2 - 5 ст. 284.3 НК РФ налоговых периодов применения налоговых ставок, установленных п. 1.5 ст. 284 НК РФ

В течение десяти лет реализации инвестиционного проекта (РИП):

- ставка налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в размере 0%;

- возможность снижения по решению органов государственной власти субъекта РФ ставки налога на прибыль организаций вплоть до ее обнуления в течение первых пяти лет реализации инвестиционного проекта и установления ставки указанного налога не менее 10% в течение последующих пяти лет его реализации

Отвечает одновременно следующим требованиям:

- ее государственная регистрация осуществлена на территории субъекта РФ, в котором реализуется РИП;

- она не имеет обособленных подразделений, расположенных за пределами территории субъекта РФ, в котором реализуется РИП;

- применяет общую систему налогообложения;

- не является участником консолидированной группы налогоплательщиков;

- ранее не была участником РИП и не является участником (правопреемником участника) иного реализуемого РИП;

- имеет в собственности (в аренде на срок не менее чем до 1 января 2024 года) земельный участок, на котором планируется реализация РИП;

- имеет разрешение на строительство, в случае если наличие такого разрешения является обязательным для реализации РИП;

- не является резидентом особой экономической зоны любого типа

Обязательными элементами правового статуса налогоплательщика выступают права и обязанности, зафиксированные нормами законодательства о налогах и сборах.

Существует несколько оснований для классификации прав налогоплательщика, так, например, в зависимости от институтов налогового права предлагается различать права налогоплательщиков в области установления и введения налогов, права налогоплательщиков в области представительства в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, права налогоплательщиков в области исполнения обязанности по уплате налогов, права налогоплательщиков в области изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени, права налогоплательщиков при осуществлении налогового контроля, права налогоплательщиков, возникающие в процессе привлечения налогоплательщиков к ответственности за совершение налоговых правонарушений, права налогоплательщиков при обжаловании актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц <1>.

--------------------------------

<1> См.: Смирных С.Е. Проблемы классификации прав налогоплательщиков в свете совершенствования законодательства о налогах и сборах // Законодательство и экономика. 2006. N 12; СПС "КонсультантПлюс".

Права налогоплательщика закреплены в ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации, которая не содержит в себе их исчерпывающий перечень.

Предлагаем разделить содержащиеся в ней права на следующие категории.

1. В сфере информации:

- право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

- право получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

- право на соблюдение и сохранение налоговой тайны.

2. В области исполнения налоговой обязанности:

- право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

- право получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;

- право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

- право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

3. В области представительства:

- право представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя.

4. В сфере налогового контроля:

- право представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

- право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

- право получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

- право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ.

5. В сфере защиты прав налогоплательщика:

- право требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

- право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам;

- право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

- право на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями.

Налогоплательщики (плательщики сборов) могут защищать свои права и законные интересы в административном и судебном порядке, условия осуществления защиты закреплены как в Налоговом кодексе Российской Федерации, так и в иных нормативных правовых актах (например, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации).

Права налогоплательщика корреспондируют с соответствующими обязанностями налоговых органов.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Обязанности налогоплательщика проистекают из самой основной обязанности - платить налоги, тем не менее установленные в ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязанности можно разбить на следующие:

1) обязанность в сфере уплаты налогов:

- уплачивать законно установленные налоги;

2) обязанности в сфере учета:

- встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена;

- вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

3) обязанности в сфере налогового контроля:

- в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено НК РФ;

- представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

- лица, на которых возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, должны обеспечить получение от налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Указанные лица обязаны передать налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом;

- представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов;

- представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

- выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Перечень общих обязанностей налогоплательщика также не является исчерпывающим, иные обязанности могут быть предусмотрены законодательством о налогах и сборах.

Кроме того, п. 2 ст. 23 НК РФ предусматривает дополнительные обязанности для налогоплательщиков организаций и индивидуальных предпринимателей, к которым относятся обязанности сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

- о своем участии в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) в случае, если доля прямого участия превышает 10%, - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

- обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;

- обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):

в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);

в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения).

С 1 января 2015 года появилась обязанность для налогоплательщика, являющегося физическим лицом по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, сообщать о наличии у него объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В связи с появлением с 1 января 2015 года новой категории налогоплательщиков - контролируемые иностранные компании и контролирующие лица, налогоплательщики в месячный срок обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица:

1) о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов);

2) об учреждении иностранных структур без образования юридического лица;

3) о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.

Иностранные организации, а также иностранные структуры без образования юридического лица, имеющие недвижимое имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, обязаны в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, сообщать в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимого имущества сведения об участниках этой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица - сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих).

При наличии у иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) нескольких объектов имущества сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения одного из объектов имущества по выбору этого лица.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Передать информацию налогоплательщик-организация (индивидуальный предприниматель), а также нотариус, занимающийся частной практикой, и адвокат, учредивший адвокатский кабинет, могут в налоговый орган лично или через представителя, направить ее по почте заказным письмом или передать в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

При этом, если указанные сообщения переданы в электронной форме, такие сообщения должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью лица, представившего их, или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.

Формы и форматы сообщений, представляемых на бумажном носителе или в электронной форме, а также порядок заполнения форм указанных сообщений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (11.07.2017)
Просмотров: 160 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%