Среда, 27.11.2024, 17:35
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Основные элементы налогов и сборов как обязательная часть акта (о конкретном налоге) законодательства о налогах и сборах

В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка;

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты налога.

В законе о налоге возможно также установление налоговых льгот.

Согласно п. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Закрепление их перечня в Налоговом кодексе Российской Федерации подразумевает, что в специальном законе, вводящем налог, эти элементы должны быть должным образом прописаны. Не установление или не определение одного из этих элементов будет означать, что налоговая обязанность отсутствует, поскольку необходимый для ее возникновения сложный состав законом не зафиксирован.

Важно понимать, что каждый из этих элементов обозначен не спонтанно, по воле законодателя, но призван выполнить определенную задачу, так, например, категория налогоплательщика позволяет выделить тех субъектов, на которых возлагается обязанность по уплате налога.

В теории налогов принято разным образом классифицировать элементы налога, наиболее часто встречающейся классификацией является разделение элементов налога на две группы - основные элементы, без которых налог не считается установленным (объект, налоговая база и т.д.) и факультативные, которые могут быть определены в законе о налоге, но их отсутствие не является основанием для признания налога не установленным (льготы).

Если рассматривать налог как систему, то в этом случае возможно подразделение элементов налога: на статические элементы, из которых сложен налог (объект, налоговая база и т.д.), и динамические элементы, которые определяют его функционирование (порядок исчисления и уплаты и т.д.) <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Кучеров И.И. Теория налогов и сборов (правовые аспекты): Монография. М.: ЮрИнфоР, 2009. С. 237.

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.

Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (п. 1 ст. 38 НК РФ). Недостатком данного определения является то, что оно отграничивает объект налогообложения путем перечисления, но не определяет категорию как таковую. Однако важно понимать, что такое по своему содержанию объект налогообложения, поскольку именно с его появлением у налогоплательщика связано возникновение и налоговой обязанности. Каждый налог имеет свой объект налогообложения, однако отсутствие легального общего определения не помогает законодателю в момент установления налога <1>, налогоплательщику в процессе исчисления налога, налоговому органу в процессе налогового контроля, что усиливает конфликтность налоговых правоотношений и способствует возникновению споров.

--------------------------------

<1> В 2001 году Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 января 2001 года N 2-П признал неконституционность ряда норм, устанавливающих налог с продаж, в том числе в связи с неопределенностью объекта налогообложения. В частности, им было отмечено, что обязательное требование, предъявляемое к любому налогу, как следует из Налогового кодекса Российской Федерации, - наличие у него самостоятельного объекта налогообложения, стоимостная, физическая или иная характеристики которого определяют налоговую базу. В силу этих общих положений объектом налогообложения по налогу с продаж является реализация товаров (работ, услуг).

Устанавливая региональный налог с продаж, федеральный законодатель был обязан определенно и непротиворечиво закрепить объект налогообложения. Вместо этого он ввел ряд дополнительных признаков для его обозначения, используя, в частности, неопределенные понятия, которые не имеют юридического содержания и различно толкуются при применении оспариваемых норм Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации": "реализация товаров (работ, услуг) оптом", "дорогостоящие товары", "товары и услуги не первой необходимости", "товары первой необходимости" (части вторая и третья п. 3 ст. 20), не предусмотрев каких-либо критериев для их определения, а также произвольно перечислил лишь некоторые товары (работы, услуги), реализация которых подлежит обложению налогом с продаж, и тем самым отказался от установления четких параметров объекта налогообложения.

Таким образом, федеральный законодатель не обеспечил исполнение требования о том, что объект налогообложения подлежит установлению только федеральным законом и надлежащим образом и потому данный существенный элемент налогообложения по налогу с продаж не может считаться определенно установленным.

В большинстве своем современные исследователи в области налогового права придерживаются мнения, что объект налога - это юридический факт. Соглашаясь с этим, определим объект налогообложения как юридический факт (систему фактов), с возникновением которого(-ых) законодательство о налогах и сборах связывает появление налоговой обязанности.

Налоговая база - представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ).

На практике же зачастую возникают сложности с разграничением понятий объект налога и налоговая база <1>. Фактически налоговая база - это та часть объекта налога, к которой должна применяться налоговая ставка и, соответственно, исчисляться налог, т.е. это количественная характеристика объекта налогообложения. Этот вывод предопределяется следующими обстоятельствами:

--------------------------------

<1> В некоторых случаях происходит смешение нескольких элементов налога, но, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 24 ноября 2005 года N 493-О, "то обстоятельство, что названный элемент (налоговая база. - Прим. автора) налогообложения не обособлен от порядка исчисления налога на имущество физических лиц, само по себе не дает оснований считать оспариваемые нормы неконституционными".

- объект налога не однороден в течение одного налогового периода;

- объекты налогообложения возникают как результат деятельности в рамках различных не налоговых правоотношений (гражданских, трудовых и т.д.) и должны получить соответствующую целям налогообложения трактовку, а также подвергнуться измерению, на основе которого уже определяются основания для исчисления налога;

- объект налога и налоговая база не совпадают потому, что даже если налоговая база в связи с применением различных вычетов и уменьшением ее на расходы может равняться нулю, то это обстоятельство вовсе не означает, что у налогоплательщика отсутствует объект налогообложения <1>.

--------------------------------

<1> См.: Кучеров И.И. Указ. соч. С. 311 - 313.

Налоговая база определяется по всем видам налогов Налоговым кодексом Российской Федерации.

Налоговая ставка - представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая ставка, по сути, определяет долю имущества налогоплательщика, которую тому надлежит уплатить государству в виде налога.

Налоговые ставки могут быть разнообразны. Можно выделить такие виды ставок: твердые, которые устанавливаются в абсолютных величинах к налоговой базе; пропорциональные (адвалорные), которые представляют собой процент от налоговой базы; комбинированные ставки, которые включают в себя два предыдущих вида.

Ставки можно подразделить также на: равные, предполагающие взимание фиксированной суммы налога без учета налоговой базы; пропорциональные, которые предполагают равную долю налога вне зависимости от налоговой базы, прогрессивные, при которых доля налога возрастает при увеличении налоговой базы, и регрессивные, при которых доля налога уменьшается при увеличении налоговой базы.

Кроме того, выделяют маргинальные и фактические налоговые ставки. Маргинальные ставки - это те ставки, которые непосредственно закреплены в законе, а фактические ставки - это ставки, отражающие фактическое соотношение суммы уплаченного налога к налоговой базе, при этом учитываются все налоговые льготы, а также размер ставок в зависимости от объекта налогообложения.

Если рассматривать ставки относительно общего уровня налогообложения, то можно выделить: общую ставку (основная ставка, которая не учитывает особенностей положения налогоплательщика или вида объекта налога), пониженную ставку, которая предполагает льготный режим налогообложения для налогоплательщика, и повышенную ставку, которая предполагает увеличенную по отношению к общему размеру ставок в зависимости от вида субъекта, объекта, налоговой базы.

Ставки могут быть установлены как Налоговым кодексом России, так и законами субъекта по региональным налогам и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления по местным налогам.

Налоговый период - это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (п. 1 ст. 55 НК РФ). Налоговый период устанавливается отдельно по каждому налогу с учетом особенностей этого налога. Однако необходимо помнить, что не всегда именно налоговый период является итоговым отрезком времени, по окончании которого необходимо исчислить налоговую базу, поскольку для некоторых налогов предусматриваются авансовые платежи, в таком случае расчет налоговой базы осуществляется не только по окончании налогового периода, но и в его течение.

Порядок исчисления налога - налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 1 ст. 52 НК РФ). Это определение также нельзя назвать определением, которое бы раскрывало смысл данного понятия.

Выделяют три основных подхода к собственно пониманию порядка исчисления налога.

Во-первых, нормативный подход. Сущность данного подхода заключается в том, что мы исходим из законодательного закрепления порядка исчисления налога как обязательного элемента налогообложения (ст. 17 НК РФ), который представляет собой отношение налоговой ставки к налоговой базе с учетом налоговых льгот за определенный налоговый период (ст. 52 НК РФ). Нормативный подход можно также обозначить как законодательный, формальный или узкотеоретический.

Во-вторых, технико-юридический подход, значение которого сводится к рассмотрению порядка исчисления налога не только как обязательного элемента юридической конструкции налога, но и как стадии налогового производства, включающей в себя в определенной мере налоговые учет и отчетность. Другими словами, акцентирование на процессуальный аспект порядка исчисления налога. Технико-юридический подход можно также обозначить как доктринальный.

В-третьих, экономико-арифметический подход. Налог есть категория как правовая, так и экономическая, и чего в ней больше - права или экономики - предмет отдельных исследований и споров. Для нас же важно то, что порядок исчисления налога имеет и экономическую сторону, выражающуюся в наборе определенных арифметических действий, применении формул для расчета конкретной математической цифры - суммы налогового оклада.

Полагаем, что порядок исчисления налога как элемент юридической конструкции налога представляет собой действия по исчислению налогового платежа, являющиеся собственно действиями по расчету суммы налога для последующей уплаты в соответствующий бюджет бюджетной системы государства <1>.

--------------------------------

<1> Батарин А.А. Теоретико-прикладные проблемы правовой идентификации порядка исчисления налога // Финансовое право. 2012. N 8. С. 25 - 29.

Обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налогоплательщика, налоговый орган и налогового агента.

Следует отметить, что неисполнение налогоплательщиком в установленных случаях обязанности по исчислению налога, очевидно, не означает, что обязанности по уплате данного налога у него при этом не возникает. Обязанность по уплате налога является следствием наличия объекта налогообложения (ст. 38 НК РФ), а для периодических налогов - также следствием окончания налогового периода (п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 года N 25) <1>.

--------------------------------

<1> Тютин Д.В. Налоговое право: Курс лекций // СПС "КонсультантПлюс". 2012.

В соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. В случаях, когда законом установлены обязанности налогового агента, но он не способен его удержать, то налоговый агент обязан письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах. Таким образом, налоговый агент в подобной ситуации освобождается от обязанностей удержать и перечислить, но от обязанности исчислить налог он не освобождается.

Сроки уплаты налогов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются НК РФ применительно к каждому такому действию (п. 3 ст. 57 НК РФ).

При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.

Пеней признается установленная ст. 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик (участник консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со ст. 46 НК РФ были приняты меры по принудительному взысканию налога) не мог погасить, в силу того что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 - 48 НК РФ.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).

Однако указанное положение не применяется в случае, если письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).

Также не начисляются пени в связи с выполнением налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.

Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок (п. 1 ст. 61 НК РФ).

Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.

Порядок уплаты налога - уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ.

Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Уплата налога производится в наличной или безналичной форме.

При отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.

Денежные средства, принятые местной администрацией от налогоплательщика (налогового агента) в наличной форме, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу.

Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК РФ.

Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с НК РФ.

В случае если предусмотрен порядок исчисления налога налоговым органом, то налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Пункт 2 ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в необходимых случаях при установлении налога возможно установление налоговых льгот и основания для их использования налогоплательщиком.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 НК РФ).

Постановлением Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 года N 9-П <1> определены принципы установления налоговых льгот <2>:

--------------------------------

<1> Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 года N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное место жительства в названные регионы" // СПС "КонсультантПлюс".

<2> Сасов К.А. Налоговое правосудие в решениях Конституционного Суда Российской Федерации: Монография. М.: Норма, 2013; СПС "КонсультантПлюс".

- принцип равенства не по форме, а по сути: конституционный принцип равенства всех перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ) не должен пониматься как принцип формального равенства;

- принцип соразмерности налогового обременения: необходимость учета фактической способности к уплате налогов, соразмерного ограничения прав и свобод граждан (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ);

- принцип справедливости в социальном государстве (ст. 17 Конституции РФ): общеустановленное ограничение личных доходов граждан налогами может иметь отдельные исключения, обусловленные справедливым подходом к определению в каждом конкретном случае возможности гражданина уплатить тот или иной налог.

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о налогах).

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (11.07.2017)
Просмотров: 437 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%