Санкцию принято представлять как элемент правовой нормы, предусматривающей неблагоприятные последствия для правонарушителя.
Санкции как элементы структуры налогово-правовых норм подразделяют: на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные. Отвечающие принципам справедливости обычно признают относительно-определенные нормы, что позволяет индивидуализировать юридическую ответственность.
Однако если проанализировать закрепленные в нормах Налогового кодекса Российской Федерации санкции, то можно сказать, что большинство налоговых санкций за налоговые правонарушения носят абсолютно-определенный характер, т.е. установлены в твердо фиксированной денежной сумме, а альтернативных санкций как мер ответственности НК РФ не предусматривает вовсе.
Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 1 ст. 114 НК РФ).
Мера юридической ответственности за правонарушение - это разновидность мер государственного принуждения, закрепленная в санкциях норм юридической ответственности, характеризующаяся количественными и качественными характеристиками, реализующаяся в случае совершения правонарушения на основе акта применения юридической ответственности и преследующая цели кары, восстановления, предупреждения и воспитания <1>.
--------------------------------
<1> Липинский Д.А., Шишкин А.Г. Понятие меры юридической ответственности // Журнал российского права. 2013. N 6. С. 40 - 49.
По своей природе налоговая санкция представляет собой разновидность правовых санкций. Причем она обладает как общими признаками, свойственными всем правовым санкциям в целом, так и рядом специфических признаков, в совокупности присущих только ей:
1) налоговая санкция является формой юридической ответственности, поскольку ее применение предполагает итоговую оценку противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния, за которое она назначается, как налогового правонарушения;
2) налоговая санкция представляет собой меру государственного принуждения, используемую в сфере публичных финансов;
3) налоговая санкция выполняет три функции - штрафную (карательную), превентивно-воспитательную и восстановительную. Целью карательного воздействия налоговой санкции является возмездие, наказание правонарушителя за совершенное им противоправное деяние; воспитательного воздействия - предупреждение налоговых правонарушений; восстановительного воздействия - компенсация потерь, понесенных государством или муниципальным образованием в результате недополучения налоговых доходов;
4) налоговые санкции имеют имущественный характер, поскольку устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных гл. 16 и 18 НК РФ (п. 2 ст. 114 НК РФ) <1>.
--------------------------------
<1> Налоговый контроль: Научно-практический комментарий положений законодательства о налогах и сборах с обзором судебной практики / Под ред. А.А. Ялбулганова // СПС "КонсультантПлюс".
При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.
В зависимости от вида правонарушений штрафы могут быть выражены в твердой денежной сумме или в процентном соотношении от суммы не уплаченных или не взысканных сумм налогов и сборов.
Штрафы с организаций и индивидуальных предпринимателей взыскиваются в бесспорном порядке в соответствии с нормами ст. ст. 46, 47 НК РФ. С физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, штрафы взыскиваются в судебном порядке в соответствии со ст. 48 НК РФ.
Необходимо учитывать, что сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
|