Это преступление тесно связано с рабством, а в ряде случаев выступает его проявлением. Не случайно в упомянутых ранее конвенциях 1926 и 1956 гг. содержатся специальные запреты торговли невольниками.
Тем не менее сегодня в мире по доходности торговля людьми, прежде всего - женщинами и детьми, находится на третьем месте после нелегальной торговли оружием и наркотиками. По данным ООН, этот рынок дает ежегодно около 12 млрд долларов прибыли.
Свыше 90 процентов жертв торговли людьми - это женщины, подвергающиеся сексуальной эксплуатации. В этой связи борьба с торговлей людьми на международном уровне изначально включает противодействие организованной проституции.
В 1950 г. в Нью-Йорке была подписана Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами. Она пришла на смену всем ранее принятым актам в этой области.
Согласно ст.ст. 1 и 2 Конвенции, государства-участники обязуются подвергать наказанию всякого, кто:
- сводит, склоняет или совращает в целях проституции другое лицо даже с согласия этого лица;
- эксплуатирует проституцию другого лица, даже с согласия этого лица;
- содержит дом терпимости или управляет им, или сознательно финансирует или принимает участие в финансировании;
- сдает в аренду или снимает здание или другое место или часть такового, зная, что они будут использованы в целях проституции.
Преступления, предусмотренные ст.ст. 1 и 2 Конвенции, рассматриваются как преступления, влекущие за собой выдачу, и на них распространяется любой договор о выдаче преступников. Но и без такого договора участие в Конвенции может быть основанием для выдачи.
В 1979 г. была принята Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, в которой уделено внимание и торговле людьми. Согласно ей, государства-участники «должны использовать все существующие меры, включая законодательные, относительно прекращения всех видов торговли женщинами и использования проституции женщин».
Основной современный международный документ, составляющий нормативную основу борьбы с торговлей людьми, - это Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. С 2003 г. его подписали 140 государств, 23 - ратифицировали. Российская Федерация в 2004 г. также ратифицировала данный Протокол.
Главная задача Протокола - обеспечение международного сотрудничества в качестве универсального документа. Отмечается, что для принятия эффективных мер по предупреждению торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и борьбы с ней «необходим всеобъемлющий международный подход в странах происхождения, транзита и назначения, включающий меры, направленные на предупреждение такой торговли, наказание занимающихся ею лиц и защиту жертв такой торговли, в том числе путем защиты их международно признанных прав человека».
В соответствии со ст. 3 Протокола «торговля людьми» означает осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей или выгод для получения соглашения лица, контролирующее другое лицо.
«Вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение» лица до 18 лет для целей эксплуатации считается торговлей людьми даже в случае, если они не связаны с действиями, указанными выше.
«Эксплуатация» включает, как минимум, эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов.
Особое внимание в Протоколе уделяется защите жертв торговли людьми. Определяются порядок предоставления им помощи, в том числе обеспечения физической безопасности в стране пребывания, а также возможности приобретения жертвами легального (постоянного или временного) статуса.
При необходимости государства-участники должны содействовать возвращению (репатриации) потерпевших, а государства гражданства обязаны принимать своих граждан «без необоснованных или неразумных задержек при должном учете безопасности такого лица».
Запрещается какое-либо наказание жертв торговли людьми. Предлагается ввести в практику компенсации жертвам из средств, конфискованных у преступников.
Уголовный кодекс РФ содержит несколько статей, сходных по смыслу с рассмотренными выше деликтами. Статья 240 УК предусматривает ответственность за «вовлечение в занятие проституцией или принуждение к продолжению занятия проституцией» с квалифицирующими и особо квалифицирующими признаками. В ч. 1 ст. 241 «Организация занятия проституцией» эти преступления определяется как «деяния, направленные на организацию занятия проституцией другими лицами, а равно содержание притонов для занятия проституцией или систематическое предоставление помещения для занятия проституцией». Отягчающие и особо отягчающие обстоятельства данного преступления указаны в ч.ч. 2 и 3 ст. 241.
До 2003 г. в УК РФ содержалась ст. 152 «Торговля несовершеннолетними». В связи с ратификацией Россией упомянутого выше Протокола эта статья была отменена, а в Главе 17 «Преступления против свободы, чести и достоинства личности» появилась норма общего характера - статья 1271 «Торговля людьми», где совершение этого деяния в отношении несовершеннолетнего стало одним из указанных в ч. 2 квалифицирующих признаков.
Сама торговля людьми в Кодексе определяется как «купля-продажа человека, иные сделки в отношении человека, а равно совершенные в целях его эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение». Под эксплуатацией человека, согласно Приложению 2 к ст. 1271, понимаются использование занятия проституцией другими лицами и иные формы сексуальной эксплуатации, рабский труд (услуги), подневольное состояние.
Некоторые ученые сразу же подвергли данный состав преступления критике на том основании, что его содержание явно выходит за пределы принятого в гражданском праве понятия торговли как акта купли- продажи. На наш взгляд, в данном контексте такое формальное соответствие вовсе не требуется. Ведь согласно всем общепризнанным принципам и нормам международного гуманитарного права человек как таковой вообще не может быть объектом купли-продажи, поэтому для характеристики данного деяния (в том числе - как преступления международного характера) вовсе не обязательно строго следовать терминологии гражданского законодательства. Данное обстоятельство, безусловно, учитывалось авторами проектов рассмотренных выше международных документов. Поэтому определения торговли (невольниками, людьми) даются в них не как общеправовые, а применительно к конкретным задачам указанных актов: «в целях настоящей Конвенции (ст. 1 Конвенции 1926 г.)» или «для целей настоящего Протокола (ст. 3 Протокола 2000 г.)». В конечном счете терминология ст. 1271 УК РФ также сформулирована «для целей Кодекса» и в своей основе соответствует указанным международным актам.
|