Незаконная международная миграция по ее сути выходит за пределы одного государства, кроме того, она нередко связана с международным терроризмом, торговлей людьми, незаконным оборотом наркотиков. В этой связи и борьба с ней стала предметом международного сотрудничества, оформляемого посредством договоров и иных международных соглашений. Договоры Российской Федерации по этим вопросам можно разделить на три группы:
- международные договоры, устанавливающие общие принципы взаимоотношений государств-соседей (например, Договор РФ и КНР 2001 г. «О дружбе, добрососедстве и сотрудничестве»);
- международные соглашения о пограничном контроле и охране границ;
- международные договоры о сотрудничестве в области борьбы с преступностью.
К числу наиболее значимых документов третьей группы принадлежит Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.
Статья 3 Протокола определяет незаконный ввоз мигрантов как «обеспечение с целью получения прямо или косвенно какой-либо финансовой или иной материальной выгоды от незаконного въезда в какое-либо государство-участник любого лица, которое не является его гражданином или не проживает постоянно на его территории».
При этом «незаконный въезд» означает пересечение границ без соблюдения необходимых требований для законного въезда в принимающее государство.
Довольно трудно провести грань между этим определением и торговлей людьми. Но торговля людьми не обязательно предполагает незаконный въезд. Он может быть осуществлен и на законных основаниях.
В то же время в значительном числе случаев лицо может оказаться как незаконным мигрантом, так и жертвой торговли людьми. Часть жертв торговли людьми обнаруживаются вначале как незаконные мигранты, и лишь позднее может быть установлено их положение как жертв торговли людьми. Поэтому обнаружение незаконно ввезенного мигранта должно в каждом случае сопровождаться выяснением этого вопроса. Однако ни один из протоколов не устанавливает конкретного механизма, который позволял бы отличить незаконных мигрантов от жертв торговли людьми. Государства предпочитают видеть перед собой прежде всего незаконных мигрантов, а не жертв торговли людьми. Ведь последним следует оказывать помощь, на что необходимы средства.
В Преамбуле Протокола отмечается, что для принятия эффективных мер по предупреждению незаконного ввоза мигрантов требуется всеобъемлющий международный подход. Протокол решает две основные задачи: предупреждение транснациональной организованной преступности и задачи гуманитарного характера.
Протокол применяется к предупреждению, расследованию и уголовному преследованию в связи с преступлениями, если эти преступления носят транснациональный характер и совершены при участии организованной группы, а также защите прав потерпевших. Протокол не применяется для уголовного преследования самих мигрантов в силу только того обстоятельства, что они стали объектом деяний, охватывающих Протоколом. Не распространяется он и на единичные деяния без намерения получить выгоду (например, в случае помощи родственникам).
Если же сами мигранты участвуют в деятельности преступной группы (в качестве вербовщиков или сопровождающих), то Протокол может быть применен для их уголовного преследования.
В то же время Протокол не должен трактоваться так, чтобы это противоречило статусу беженцев. Беженец не должен лишаться своего статуса только на том основании, что пересек границу незаконно.
Государства-участники взяли на себя обязательство криминализировать незаконный ввоз мигрантов, изготовление поддельных документов для этих целей, предоставление возможности пребывания в государстве незаконных мигрантов. То есть преступлениями должны признаваться не только сам ввоз, но и способствующие ему деяния, а также покушение, соучастие.
При этом обстоятельства, которые ставят или могут поставить под угрозу жизнь и безопасность мигрантов, а также унижают их человеческое достоинство, должны быть признаны отягчающими.
Протокол содержит нормы, предусматривающие основания, формы и порядок контроля за пересечением государственной границы. Особое внимание уделено пресечению незаконного въезда по морю. Вместе с тем активные действия в отношении судна, подозреваемого в незаконном ввозе мигрантов по морю, могут быть совершены государством флага или с его разрешения (в отличие от судов, подозреваемых в пиратстве, работорговле, а также в несанкционированном вещании (ст. 110 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).
Протокол предполагает особые формы информационного сотрудничества сопредельных государств.
Статья 18 Протокола обязывает каждого участника содействовать возвращению и принимать назад без неразумных задержек лицо, которое является его гражданином и стало объектом данного деяния, а также иных лиц, имеющих право проживать на его территории.
Если мигранты вывезены не из государства их гражданства, а из другого государства, где они находились законно, право выбора страны возврата принадлежит государству, где они находятся.
Если мигрант не имеет необходимых документов для возврата, государство пребывания соглашается их выдать.
В российском Уголовном кодексе с момента его принятия в 1996 г. существовала ст. 322 «Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации». Ратификация Россией упомянутого выше Протокола обусловила появление новой статьи - ст. 3221, предусматривающей ответственность за «организацию незаконной миграции», а именно - за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.
Квалифицирующие признаки данного преступления - совершение его организованной группой либо организация незаконной миграции в целях совершения преступления на территории России.
|