Эта деятельность тесно связана с терроризмом, «отмыванием» преступных доходов, незаконной миграцией и торговлей людьми. Кроме того, преступная «рентабельность» данных деяний с необходимостью предполагает пересечение национальных границ. К примеру, стоимость брикета опия, произведенного в Афганистане, при доведении его в расфасованном виде до потребителя в Европе возрастает более чем в 300 раз. В таком контексте незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ по его сути представляет собой преступление международного характера.
Международное внимание этой проблеме стало уделяться в начале XX века. В 1909 г. создается «Шанхайская опиумная комиссия» для поиска компромисса между «производящими» и «потребляющими» государствами. В 1912 г. был заключен первый многосторонний договор по организации контроля за производством и распределением наркотиков. В соответствии с ним производство, продажа и использование наркотических веществ должно регламентироваться законом и ограничиваться исключительно медицинскими целями. Однако это не смогло остановить нелегальное производство и контрабанду наркотиков.
В 1925 г. в Женеве была подписана Международная конвенция по опиуму, предусматривавшая продажу наркотиков исключительно по лицензиям, выдаваемым на основании расчета потребностей в их медицинском использовании. Но только в 1936 г. в Конвенции о борьбе с незаконным оборотом наркотиков появилось требование к государствам- участникам установить уголовную ответственность лиц, способствующих незаконному обороту наркотиков.
После Второй мировой войны противодействие незаконному обороту наркотиков осуществлялось в основном под эгидой ООН. В 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила разработанный Экономическим и Социальным Советом (ЭКОСОС) Протокол о внесении изменений в ранее принятые договоры о борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Под международный контроль было поставлено около двадцати видов наркотических средств.
В рамках ООН ныне формируется универсальный международноправовой механизм противодействия наркоугрозе. Одним из основных международных актов в этой сфере ныне является Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. (с поправками, внесенными Протоколом 1972 г.).
Согласно ст. 36 указанной Конвенции, государства-участники должны в своем законодательстве признать преступными следующие деяния:
а) культивирование и производство; б) изготовление; в) извлечение; г) приготовление; д) хранение; е) предложение; ж) предложение с коммерческими целями; з) распределение; и) покупку; к) продажу; л) доставку; м) маклерство; н) отправку; о) переотправку транзитом; п) перевоз; р) ввоз и вывоз в нарушение Конвенции.
Приведенный перечень не является исчерпывающим. Государства могут устанавливать уголовную наказуемость и иных деяний в области незаконного оборота наркотиков.
В 1971 г. список запрещенных веществ был расширен с принятием Конвенции о психотропных веществах.
Наконец, в 1988 г. в Вене принимается еще один универсальный документ - Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Конвенция является «рамочным» соглашением для обеспечения международного сотрудничества. Она предусматривает обязанность го- сударств-участников признать преступными следующие деяния:
а) производство, изготовление, экстрагирование, приготовление, предложение, предложение с целью продажи, распространение, продажу, поставку на любых условиях, посредничество, переправку, транзитную переправку, транспортировку, импорт или экспорт любого наркотического средства или любого психотропного вещества в нарушение положений Конвенции 1961 г. с поправками или Конвенции 1971 г.;
б) культивирование опийного мака, кокаинового куста или растения каннабис в целях производства наркотических средств в нарушение положений Конвенции 1961 г. с поправками;
в) хранение или покупку любого наркотического средства или психотропного вещества для целей любого из видов деятельности, перечисленных выше;
г) изготовление, транспортировку или распространение оборудования, материалов или веществ, заведомо предназначенных для использования в целях незаконного культивирования, производства или изготовления наркотических средств или психотропных веществ;
д) организацию, руководство или финансирование любых правонарушений, перечисленных выше;
е) конверсию или перевод собственности, если известно, что такая собственность получена в результате любого из правонарушений, указанных выше, или в результате участия в таком правонарушении, в целях сокрытия или утаивания незаконного источника собственности или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении такого правонарушения, с тем чтобы он мог уклониться от ответственности за свои действия;
ж) сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении собственности или ее принадлежности, если известно, что такая собственность получена в результате вышеуказанных правонарушений или в результате участие в таком правонарушении.
Кроме того, государства с учетом своих конституций и основных принципов правовой системы признают также преступными:
а) приобретение, владение или использование собственности, если в момент ее получения было известно, что такая собственность получена в результате вышеуказанных правонарушений или в результате участия в таком правонарушении;
б) владение оборудованием или материалами, или веществами, если известно, что они используются или предназначены для использования в целях незаконного культивирования, производства или изготовления каких-либо наркотических средств или психотропных веществ;
в) публичное подстрекательство или побуждение других любыми средствами к совершению любого из вышеуказанных правонарушений или к незаконному использованию наркотических средств или психотропных веществ;
г) участие, причастность или вступление в преступный сговор с целью совершения любого из вышеуказанных правонарушений, попытки совершить такие правонарушения, а также пособничество, подстрекательство, содействие или дача советов при их совершении.
Помимо прочего, участники Конвенции 1988 г. взяли на себя обязательство искоренить или уменьшить спрос на наркотики. Конвенция также определяет комплекс мер по борьбе с оборотом наркотиков и психотропных веществ в том числе путем препятствий отмыванию денег и противодействия отвлечению исходных аналогичных веществ и прекурсоров. Ею предусмотрены обнаружение, замораживание и конфискация доходов и собственности, полученных за счет оборотов наркотиков, выдача наркокурьеров и возбуждение уголовных дел.
Основные формы деятельности международного сотрудничества, предусмотренные международными документами:
а) Аналитическое и правовое обеспечение:
- международный мониторинг транснационального наркобизнеса (производства, транспортировки и потребления);
- программы профилактического лечения, реабилитации;
- технологическое оснащение;
- информационный обмен между государствами;
- разработка международных договоров в этой области;
- сотрудничество в подготовке кадров.
б) Практическое взаимодействие:
- выполнение запросов иностранных государств (в том числе путем оперативно-розыскных мероприятий);
- пресечение контрабанды наркотических веществ, уничтожение точек их производства, во исполнение международных обязательств правоохранительными органами государства, в том числе на территории других государств;
- международные контролируемые поставки:
- пресечение использования почтовых каналов;
- современное патрулирование прибрежных вод.
В российском Уголовном кодексе борьбе с незаконным оборотом наркотиков посвящено 12 статей (228; 228-1, 228-2, 228-3, 228-4, 229, 229-1, 230, 231, 232, 233, 234).
|