Граница допущения тех или иных публичных доходов отражает систему моральных воззрений общества. Кроме того, с экономической точки зрения позволительными доходами
являются такие, которые не истощают производительных сил общества [1] . Вопрос о допустимости тех или иных доходов непосредственно связан с реализацией принципа законности, но в силу масштабности и значимости заслуживает отдельного рассмотрения.
Хорошим примером подвижной границы допустимости тех или иных доходов (источников доходов) являются доходы от продажи государством алкоголя. В действительности государство без риска для внутренней безопасности не может использовать подобные доходы.
Отношение к публичным доходам от производства и оборота алкогольной продукции в России не первое столетие колеблется между двумя полюсами - требованием полного запрета продажи алкоголя (сухой закон) и фискальным интересом, связанным с получением значительного объема акцизов или иных доходов от производства и оборота алкогольной продукции [2] . Низкая себестоимость и высокий уровень потребления алкоголя издавна порождали идеи государственной монополии на его продажу. Л.Н. Яснопольский заметил, что «ведро водки само по себе стоит не дороже как 1 руб. 15 коп. - 1 руб. 20 коп., а казна продает его за 8 руб. Стало быть, кто выпьет 6-7 стаканчиков, платит за самую водку только за первый
стакан, а за остальное казна с него собирает уже чистый налог»[3].
Аналогичная ситуация имеет место и с доходами, связанными с производством и реализацией табачной продукции, которые также могут служить источником пополнения
бюджета[4]. Еще один пример связан с доходами от азартных игр. Законодательством Российской Федерации не предусматривается создание государственных и муниципальных игорных заведений, а ограничения игорного бизнеса в основном касаются месторасположения игорных заведений. Тем не менее существует налог на игорный бизнес, что означает
легальность в Российской Федерации такого рода деятельности[5]. Игорный бизнес разрешен
не во всех странах. Например, в Турции, Мексике, Израиле, а среди европейских стран - в Сан-Марино, Лихтенштейне и Республике Кипр создание игорных заведений в любой форме
собственности законом не допускается[6].
Не могут рассматриваться в качестве обыкновенных, нормальных доходы от конфискации частного имущества[7]. Очевидно, что экономическая деятельность, запрещенная правовыми нормами (работорговля[8], производство и сбыт наркотических веществ[9]), не должна рассматриваться как источник публичных доходов.
Отдельно следует сказать о доходах от войны. Такие доходы напрямую не предусматриваются национальным законодательством, не планируются в бюджете государства. Существует значительное количество международных соглашений о недопущении войн, и не изобретено лучшего средства для недопущения войны, чем дипломатия. Однако военные расходы являются исторически первыми публичными расходами и с тех пор непрерывно растут. Несмотря на политическую риторику, постоянно появляется все более совершенное вооружение. Отсюда можно сделать вывод, что война является выгодным делом[10]. Возможно, есть и другие объяснения росту расходов на войну, так как проблема войны и мира относится к глобальным проблемам человеческой цивилизации. Следует лишь вполне определенно сказать, что планирование бюджета исходя из возможных выгод от военной экспансии противоречит принципам не только национального, но и международного права.
Итак, доходы, связанные с реализацией алкоголя (винной монополией), табака, азартных игр, военной добычи и подобные им, не могут считаться нормальными, их можно отнести к отдельной категории доходов бюджета, которую уместно назвать «сомнительные доходы». Получение таких доходов, как правило, имеет негативный социальный и экономический эффект, оказывает отрицательное влияние на здоровье населения и производительные силы экономики (схема 4.3).
[1] См.: Лебедев В.А. Финансовое право: учеб. C. 204.
[2] См.: ФридманМ.И. Винная монополия. СПб., 1914.
[3] Яснопольский Л.Н. Государственные доходы и расходы. СПб., 1907. C. 9.
[4] На сегодняшний день в Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 2128-р, зафиксированы следующие цели: снижение объемов потребления населением алкогольной продукции, улучшение демографической ситуации в стране, увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, формирование стимулов к здоровому образу жизни. Во исполнение данной Концепции принят ряд нормативных правовых актов, существенно сокращающих оборот алкогольной продукции (запрет ночной торговли, ужесточение требований к местам продажи, повышение минимальной цены и т. д.). Комплекс мер, направленных на сокращение потребления табака, установлен Федеральным законом от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (СЗ РФ. 2013. № 8. Ст. 721).
[5] После введения Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» запрета на азартную деятельность игорный бизнес в России был ограничен, а с 1 июля 2009 г. его осуществление разрешено только в четырех специально отведенных игорных зонах (в Алтайском, Краснодарском и Приморском краях, а также Калининградской области). На остальной территории страны проведение азартных игр запрещено. Исключения составляют букмекерские конторы, тотализаторы, лотереи и спортивные покер-клубы.
[6] См.: Степашина М.С. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс».
[7] Конфискация имущества богатых граждан применялась давно. Широко известны списки-проскрипции в период правления в Риме Суллы Счастливого (I в. до Р.Х.). Всякий, кто убивал или выдавал людей из такого списка, получал награду. Имущество лиц, попавших в проскрипции, конфисковывалось в казну, а рабы освобождались. Кровавый след в истории России оставили продразверстка и конфискации первых лет советской власти.
[8] Как исключение, в России известны выкупные платежи в казну, их некоторое время платили крестьяне для выхода из «крепости» (полностью были отменены в 1907 г.).
[9] Оборот наркотиков запрещен повсеместно, формально и в Нидерландах (употребление «легких» наркотиков является там ненаказуемым проступком).
[10] Авторитет по вопросам истории Древнего Рима, Т. Моммзен замечает, что дань, получаемая от покоренного Карфагена, некоторый период являлась основным доходом Римской республики. См.: Римская история, изложенная по Моммсену Н.Д. Чечулиным. Пг., 1914.
|